Эксперимент: как корреспондент «РИАМО в Подольске» впервые села на снегоход
Снегоходы очень популярны у любителей экстрима, ведь на них можно промчаться с ветерком по снежным полям и погонять по трассе с препятствиями. Корреспондент «РИАМО в Подольске» посетила занятие в мотоклубе «MotoVista» и выяснила, как новичку подступиться к снегоходу, сделать езду максимально безопасной и не перевернуться на повороте.
Эксперимент: заставили корреспондента купаться в проруби>>
«Зимний мотоцикл»
Первые снегоходы появились в 1950-х годах, серийное производство было налажено десятилетие спустя. Этот транспорт ездит по снегу и льду за счет широких гусениц и управляется парой полозьев, находящихся спереди.
Современные снегоходы делятся на несколько видов: горные, кроссовые, гоночные, туристические, а также семейные и даже детские. Они очень популярны у жителей северных широт, так как хорошо преодолевают снежные навалы и лед. Конечно, любят их и экстремалы, жаждущие скорости и острых ощущений даже зимой.
Как научиться кататься на лыжах или сноуборде: советы новичкам>>
Мотошкола в Подольске
В начале февраля в Подольске начала работать московская мотошкола мотоклуба «MotoVista». В ней любой – даже самый «зеленый» новичок, как я, – может научиться ездить на мотоцикле, квадроцикле и снегоходе.
«Мы обучаем езде на мототехнике, подготавливаем к сдаче экзаменов в ГАИ, а также занимаемся мотокроссом, квадрокроссом и так далее. Помимо этого сейчас мы ведем и подрастающее поколение», – рассказал директор клуба Андрей Левин.
Он был каскадером, но из-за полученной травмы был вынужден сменить сферу деятельности. Так и возникла идея мотоклуба, который открылся в 2003 году.
«К сожалению, спортсменов толком не страхуют, и в подобной ситуации оказался не я один. Соответственно, вместе мы и открыли данный мотоклуб. Причем свою деятельность разделили таким образом, что одни занимаются бумажками, другие обучением», – отметил Левин.
Зимние горки 2018: где в Подольске покататься на тюбингах и ледянках>>
Физическая подготовка
Левин подчеркнул, что водителю нужно иметь определенную физическую подготовку, ведь управлять снегоходом намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
«Бывает, что к нам приходят на часовое занятие и говорят, что этого времени мало. Однако уже спустя 15-20 минут просят небольшую передышку, так как не чувствуют ни рук, ни ног», – отметил Левин.
Он пояснил, что водителю нужно не только держаться на снегоходе, но и при прохождении поворотов или различных препятствий особым образом менять положение тела, «перекладывая» вес то в одну, то в другую сторону.
«Чтобы быть в соответствующей физической форме и управлять различной мототехникой, наши юные спортсмены бегают, подтягиваются и отжимаются. Причем отжимаются минимум 100 раз», – рассказала руководитель направления развития мотоклуба Екатерина Тарумова.
Зимние развлечения в парке Талалихина: каток, горки и мини‑зоопарк>>
Техника безопасности
Левин сказал, что среди мототехники снегоход лидирует по уровню опасности, поэтому новичкам очень важно научиться правильно на нем ездить.
Мне предстоит впервые прокатиться на снегоходе Irbis Dingo и научиться управлять им. Перед занятием сотрудники клуба проводят инструктаж и рассказывают о том, что меня ждет. Рассказывают о трассе и преградах, особое внимание уделяют экипировке.
«Мы предоставляем всю необходимую экипировку: шлем, ботинки, перчатки и так далее. Это очень важно, так как ездить на любой подобной технике без соответствующей экипировки нельзя. Экипировка – это безопасность», – подчеркнул Левин.
Я переобуваюсь в специальные кроссовые ботинки, надеваю шлем и другую защиту. Мне говорят, что водителю в экипировке должно быть удобно двигаться, поэтому важно подбирать шлемы и ботинки по размеру.
«Многие думают, что они не упадут, так что шлем не нужен. Но это ошибочно, так как никогда не знаешь, что именно может произойти», – отметил руководитель клуба.
И вот все необходимые сборы завершились, и мы отправляемся на кроссовую трассу. Скоро я впервые сяду на снегоход!
Подольчане о подготовке мотоцикла к зиме: «Меньше хрома — больше хардкора»>>
Последний инструктаж
Директор мотоклуба рассказывает, как правильно держаться на снегоходе, а также прицепляет к руке пусковой шнур, который привязан к ключу зажигания. Это важно: если водитель упадет, то ключ сразу же выскочит, и снегоход остановится, а не уедет бороздить снежные просторы и угрожать другим людям.
После этого я сажусь на снегоход и стараюсь повторять за инструктором различные маневры, которые позволяют безопасно поворачивать на трассе. Сначала кажется, что в этих вроде бы простых движениях нет ничего сложного, однако спустя некоторое время я начинаю ощущать усталость. И ведь снегоход еще никуда не едет, а стоит на месте!
«Важно научиться правильно управлять своим телом при езде на снегоходе, так как это поможет совершать сложные маневры даже на самых извилистых трассах», – пояснил тренер.
Он сказал, что первое занятие направлено на то, чтобы научить водителя правильно ездить и поворачивать. Также за часовой заезд мы научимся преодолевать небольшие препятствия.
Подольчане о зимних видах спорта: «Спорт воспитывает характер и веру в себя»>>
Правила езды
В езде на снегоходе большую роль играет расположение самого водителя. Так, чтобы войти в резкий поворот, водителю нужно наклониться в сторону поворота, согнув ногу в колене. Новичку справиться с этим непросто, ведь поворачивать и наклоняться нужно синхронно.
Помимо этого при входе в поворот или разворот нужно снижать скорость. Чем круче вираж – тем ниже скорость, особенно в самом начале маневра. В противном случае снегоход может не вписаться в поворот или перевернулся.
Зато если предстоит преодолеть преграду – например, так называемую «волну», – водителю нужно вытянуться и откинуться назад. Такое положение поможет сместить центр тяжести и более плавно преодолеть препятствие, а также не получить ощутимый удар.
Ездить на снегоходе можно сидя, стоя и на полусогнутых ногах. Все зависит от того, как удобнее самому водителю. Новичку первое время, пока он не привык к технике, не стоит испытывать судьбу – ездить нужно очень осторожно.
Наконец, руки в локтях должны быть согнуты. Благодаря этому если водителя откинет вперед или назад, то он сможет удержаться. А вот ноги нужно прижимать как можно плотнее к сидению – для устойчивости.
Поехали!
Я повторила несложные маневры несколько раз, и настал решающий момент: мы начали движение! Удивительно, но в управлении снегоходом нет ничего сложного, и я легко с этим справилась – даже без навыков вождения автомобиля.
Самое сложное – это повороты, так как после десятого приседания и переноса своего веса то влево, то вправо, ноги стали уставать. А еще во время первой же поездки по трассе я напрочь забыла про согнутые в локтях руки – вспомнила о них только когда услышала замечание инструктора.
И все-таки управлять снегоходом не так уж просто, несмотря на податливые полозья спереди. Машина проскальзывает по снегу и льду, а на поворотах ее заносит.
Через несколько кругов и после нескольких десятков поворотов я стала держаться более уверенно, однако на льду меня по-прежнему заносило. Да и подняться в горку получалось с трудом.
Честно говоря, когда все твердят, что снегоход – достаточно опасный вид техники, то верится с трудом. Он кажется очень устойчивым благодаря широким гусеницам и полозьям. Но стоило мне отвлечься и поздно перенести свой вес во время поворота, как я почувствовала, что теряю управление, а снегоход сейчас перевернется. Это опасно – можно отделаться испугом, а можно получить серьезную травму. Но я не растерялась и нажала на газ – управление вернулось, а снегоход выпрямился.
Мороз и солнце: где сделать зимние фотографии в Подольске>>
Преодоление преград
Конечно, прыгать по трамплинам я не стала – для этого нужно ездить более уверенно. Однако Андрей Левин показал и рассказал, как именно проезжать подобные препятствия. Например, важно зайти на трамплин в правильном положении, а во время маневра немного приподняться или встать на ноги, чтобы снегоход «не подтолкнул» водителя.
Зато мне разрешили попробовать преодолеть препятствие «волна» – это небольшой, но достаточно резкий бугорок. Обычно на трассе устанавливают несколько таких «волн».
«Преодолевать данную преграду нужно без рывков и на одной скорости, помимо этого водителю нужно растянуться и заднюю часть сместить к самому концу сидения», – пояснил тренер.
Он добавил, что если входить с рывками, то снегоход может перевернуться.
Я внимательно слушала и старалась запомнить каждое слово. Однако стоило мне самой приблизиться к «волне», как я забыла все предупреждения и заученную стойку. О том, что нужно немного привстать, я вспомнила, когда снегоход немного «подтолкнул» меня. Но я ехала на низкой скорости, так что машина достаточно мягко перескочила через препятствие.
За час тренировок я, как и полагается, устала. Зато сколько впечатлений!
Сноукайтинг, лазертаг и трициклы: как отдохнуть зимой в Подольске>>
Особенности трассы
Трасса, которая показалась мне достаточно сложной, оказалась предназначенной для детского кросса. Препятствия, как пояснил тренер, подходят для водителей самого начального уровня.
«Эта трасса стадионного типа для суперкросса. Ширина трассы позволяет кататься не только мотоциклам, но и снегоходам, а также отрабатывать повороты и преодоление несложных препятствий. Первые уроки направлены на то, чтобы научиться правильно ездить и поворачивать, а когда человек чувствует себя уже более уверено – можно проходить и трамплины», – пояснил он.
В завершение тренировки директор мотошколы прокатил меня «по-настоящему» – с ветерком. И дал полезный совет: во время катания нужно смотреть вперед и продумывать свои дальнейшие действия на несколько шагов.
Напоследок хочу сказать, что снегоход – это опасный транспорт, которым нужно уметь правильно управлять. И прежде чем купить эту дорогую экстремальную «игрушку», нужно пройти соответствующее обучение и серьезно отнестись к собственной безопасности. Зато после этого поездки по снежным полям принесут массу удовольствия и драйва!