Психолог из Подольска о детских кризисах и подростковых проблемах
Психолог Евгения Хабарова занимается психологией восьмой год. За это время она помогла многим родителям найти общий язык с детьми. Она рассказала корреспонденту «РИАМО в Подольске» о самых частых проблемах, в том числе о детских кризисах, подростковых неврозах и пагубном гиперконтроле.
Советы психолога: как обезопасить ребенка>>
Путь в психологию
Евгении Хабаровой 37 лет, в прошлом она работала инженером-программистом, но затем решила сменить сферу деятельности.
«В 2006 году я переехала в Подольск. В какой-то момент наступил профессиональный кризис: были проекты, но они как-то «не взлетали», и я ощущала, что нужно что-то менять. В это время я заинтересовалась психологией: читала соответствующую литературу, изучала страницы психологов в соцсетях, искала статьи на интересные темы. Потом нашла обучающую программу Московского Гештальт института и решила рискнуть. И не ошиблась: психология – это мое!» – рассказала Хабарова.
В 2012 году она закончила переквалификацию по специальности «психолог-практик» в МГУ имени Ломоносова, твердо решила поменять свою жизнь и стать практикующим психологом. С того времени Хабарова работает в Психологическом центре «Юность», а также развивает частную практику в Психологическом семейном центре «Подсолнухи».
«Увы, находятся те, кто несерьезно относится к профессии психолога и даже воспринимает психологию в штыки. Поэтому приходится все подробно рассказывать детям и их родителям. Я объясняю, что психолог, психотерапевт и психиатр – это разные специальности. К психологу ходят совершенно нормальные люди, помощь такого специалиста – это нормально. К сожалению, людей часто отпугивает миф о том, что «только больные ходят к психологу». Это абсолютная неправда», – пояснила Евгения.
Она добавила, что если психолог видит глубинные проблемы или необходимость медикаментозного лечения, то направляет клиента к психотерапевту или психиатру. Но и в этом, подчеркивает она, ничего зазорного или страшного нет – не стоит идти на поводу у застарелых заблуждений.
«Бывает и обратное: от психиатра ко мне приходят подростки, которым подобрали лекарства и порекомендовали продолжать работу уже с психологом», – отметила Хабарова.
Представитель омбудсмена в Подольске: «Моя задача – помочь каждому»>>
Детские кризисы
Многие слышали о детских кризисах трех и семи лет. И к ним действительно нужно быть готовыми – для неподготовленных родителей они могут стать тяжелым испытанием.
В три года малыш только начинает познавать и исследовать свои эмоции. Характерная черта – капризы «на пустом месте». Одни валяются на полу и плачут, другие не могут без истерики выйти погулять, а третьих, наоборот, не загнать домой.
«Это возраст отделения от матери и поиска автономии. Конечно, в три года ребенок еще зависит от мамы, но уже хочет самостоятельности – например, отойти подальше, намеренно сбить режим. Малыш не может понять, что именно происходит. На злость, обиду и раздражение реагируют очень бурно, так что родителям важно быть спокойными и последовательными», – пояснила Евгения.
По словам психолога, очень многое зависит от матери. Если она сама не может успокоиться, то успокоить ребенка будет сложнее. Поэтому важно держать себя в руках.
Еще один кризис появляется в семилетнем возрасте, когда ребенок идет в первый класс. Он пытается влиться в коллектив, начинает заводить друзей. Это время больших переживаний и стрессов. Ребенок должен привыкать к новому окружению и новому распорядку. Многое зависит от того, как он социализируется, как его принимают одноклассники, как он справляется с программой.
«Очень важно общаться с ребенком. Не просто «Как дела?» и «Что ел?», а именно общаться. Спрашивать, как он себя чувствует, с кем подружился. Опять же, родители должны держать себя в руках: например, если мальчик с кем-то конфликтует в классе, то сразу влезать и звонить родителям обидчика, возможно, не стоит. Стоит дать ребенку возможность разобраться самому, и если этого не получается, только тогда уже подключаться», – объяснила Хабарова.
Многодетная мама из Подольска про борьбу с раком, веру в Бога и оптимизм>>
Переходный возраст
Переходный возраст – это сложный период и для ребенка, и для родителей. Он начинается по-разному: у одних в 14, у других в 16, а иногда рано – в 12 лет. Для подростка это время поиска себя. Он должен понять, кто он такой, к чему лежит душа, на что он способен. И подростки начинают экспериментировать: красить волосы, менять стиль в одежде, делать что-то эпатажное. И это нормально.
«Родителям я желаю набраться терпения и сил. Это действительно сложный период. Важно принимать ребенка и общаться с ним. Помимо этого, подростки должны получать своеобразный отклик: родители, учителя и важные люди выступают своеобразным зеркалом для подростка. Так, девочке очень важно получать комплименты – что она красивая, умная. Тогда она начнет ощущать себя такой. Если же подросток слышит только критику, то начинает сомневаться в себе, и в дальнейшем возникнут сложности», – отметила психолог.
Хабарова подчеркнула, что в этот период дети «колючие» и резко реагируют, однако для них очень важно родительское принятие. То есть подросток должен осознать, что его любят таким, какой он есть, и примут с любой внешностью и любой успеваемостью. И добавила, что даже психотерапевтам тяжело выдержать «выкрутасы» своих детей. Так что этот период нужно просто пережить.
Как книги меняют жизнь: 6 историй от жителей Подольска>>
Гиперконтроль
Очень часто родители приводят детей с так называемым кризисом мотивации. То есть ребенок хорошо учился, был послушным и хорошо общался с родителями, но внезапно потерял интерес к учебе и ушел в саботирование. Например, отличник забрасывает школу, уходит в компьютерные игры и соцсети, грубит родным.
«Когда начинаешь работать с такими детьми, то чаще всего выясняется, что в этой семье гиперконтролирующие родители. Сейчас, к сожалению, много таких. Они следят, во сколько ребенок ушел в школу, во сколько дошел, во сколько закончил уроки, во сколько пришел домой. Что поел, как поспал, сделал уроки или нет. Он уходит гулять – они названивают каждые полчаса. Есть родители, которые следят за соцсетями ребенка: что он пишет, с кем общается. Постоянно давят на подростка – отсюда и бунт», – объяснила Евгения.
И добавила, что из-за подобного поведения родителей у подростка может складываться впечатление, что нет собственного контроля ни над чем. Если родители продолжают наседать на ребенка, то от безысходности он может уйти в саботаж. Хабарова вспомнила случай, когда мама слишком опекала дочь и даже просила своих подруг следить за тем, что она пишет в соцсетях (ее саму дочь заблокировала на тот момент) и часто отключала дочери интернет. Из-за этого ее отношения с дочкой были на грани. Был и другой случай, когда ребенок стал увлекаться определенной темой в интернете, а родители были категорически против. Из-за этого тоже были постоянные скандалы.
«Тревожность у родителей – это нормально. Но нельзя, чтобы она брала верх. Разрушить доверие ребенка очень легко, а вот восстановить – трудно. Важно давать ребенку свободу выбора. Даже если в вашей семье все потомственные врачи, а ребенок хочет стать художником, – отпустите его, дайте ему самому выбрать свой путь», – добавила она.
Советы психолога: как подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ>>
Подростковые неврозы
Психолог работает с тревожностью и стрессовыми состояниями, однако с началом каждого учебного года все чаще приходят подростки с неврозами.
«Очень часто с такой проблемой приходят классические «хорошие девочки», которые хорошо учатся и соответствуют всем требованиям родителей, но в своем стремлении быть идеальными доводят себя до невроза. Они тратят все силы на то, чтобы ими были довольны родители: делают уроки по 5-7 часов в день, занимаются музыкой и танцами, отказываются от отдыха, постоянно критикуют себя», – объяснила Хабарова.
Постоянный стресс приводит к головным болям, скачкам давления, ухудшению зрения. Так организм пытается показать, что ему необходим отдых.
«Психика начинает защищаться и реагирует психосоматикой на телесном уровне. У меня была клиентка, которая каждые 3-4 месяца попадала в больницу с различными заболеваниями. Сильнейший невроз «бил» по иммунитету. Она сначала бегала и везде все успевала, а когда организм уставал, начинала болеть – и таким образом отдыхала. И так полтора года! Причем и среди взрослых есть люди, которые, к сожалению, живут по такому же принципу», – поделилась Евгения.
Выход простой: нужно осознать свое положение, остановиться и отдохнуть. Родители должны объяснять это детям, помогать им. И, конечно, не стоит перегружать ребенка – если у него слишком много внеурочной деятельности, то от чего-то стоит отказаться в пользу здоровой психики и тела.
Подольчане об Ивантеевском стрелке, усилении охраны и досмотре школьников>>
Депрессия у подростков
Хабарова сообщила, что в последнее время психические заболевания «помолодели». Теперь депрессия – весьма распространенный недуг среди подростков. Обычно в таком состоянии подросток становится апатичен, ничего не хочет, ему ничего не интересно, он может отказываться от того, что прежде очень любил. Даже если он претендует на золотую медаль в школе или увлекается футболом, то теряет интерес и к учебе, и к увлечениям.
«Подросток с депрессией может часами смотреть в окно или просто лежать, уткнувшись в стену. Если подобное состояние наблюдается длительное время, то нужно обратиться к специалисту. У меня есть знакомая, которая послушала лекцию о депрессии и поняла, что все симптомы имеются у ее ребенка, причем уже несколько лет. После этого она отвела ребенка к психиатру», – рассказала Хабарова.
И пояснила, что депрессия протекает по-разному. Одни замыкаются в себе, другие агрессивны к окружающим, у третьих начинаются резкие перепады настроения, у четвертых хорошее настроение вовсе отсутствует. Бывает, что начинают раздражать резкие звуки, яркий свет, шумные места. Не всегда близкие могут заметить депрессию. Только специалист способен диагностировать ее и вовремя назначить лечение, что очень важно.
«Помню, как у одной девочки обнаружили депрессию. Но поздно – в 11 классе, накануне ЕГЭ. Да, она лечилась, родители помогали ей, нанимали репетиторов. Но у нее не было ни на что сил: иногда занималась, но чаще всего нет. Экзамен она сдала, но потом целый год отдыхала и набиралась сил. В итоге поступила в институт, отучилась немного и забрала документы. Она объяснила это тем, что у нее нет сил и желания учиться», – вспоминает Евгения.
Психолог подчеркнула, что очень важно не запускать депрессию. Тем более, сейчас есть безопасные препараты и методы психотерапии, которые помогают при этом и других психических недугах.
Педагог‑психолог: «Часто родители учатся не вместе с детьми, а вместо них»>>
«Станьте ребенку другом»
По словам Евгении, у психологов есть своеобразный девиз: «Кто пришел не сам – тот не клиент». То есть, не достаточно привести ребенка к специалисту за ручку и сказать: «Лечи свои недуги!» Ребенок должен понять, что ему нужна помощь, и захотеть работать над собой. И в этом ему помогут чуткие родители и специалисты.
«Обычно я прихожу в класс, которому предстоит сдавать ЕГЭ, и рассказываю, что если имеются любые страхи, а перед предстоящим экзаменом «трясутся руки», то мои двери всегда открыты. И пусть большинство ребят скажут, что им моя помощь не нужна, но один-два школьника придут и поделятся своими переживаниями – а я помогу преодолеть их», – улыбается психолог.
Напоследок Евгения напомнила, что многие родители переживают из-за увлечений своих детей. Одних не устраивает музыка, которую слушает подросток, других фильмы и сериалы, которые он смотрит, а третьих – что много времени проводит в социальных сетях.
«Почему-то очень многие «решают проблему» тем, что отключают интернет. Никому и никогда это не принесло пользы, а наоборот – лишь ухудшило отношения с ребенком. Нужно понять, что для современных подростков интернет – это средство общения и самовыражения. Ребята пользуются мессенджерами и «тусуются» в социальных сетях. Это нормально! А отключение интернета отрезает их от друзей и одноклассников, и многие подростки воспринимают это буквально как нож в спину», – объяснила Хабарова.
И порекомендовала всем родителям почаще вспоминать себя в подростковом возрасте.
«Нельзя запрещать ребенку увлекаться тем, что ему нравится, слушать то, что ему хочется, общаться с теми, с кем ему комфортно. Родители! Поставьте себя на место ребенка, постарайтесь его понять. Ведь все мы когда-то были детьми и проходили через те же переживания, обиды и непонимание. Не давите, не ругайте, постарайтесь искренне интересоваться ребенком и выслушивать, и он обязательно придет к вам за советом и поддержкой», – заключила психолог.