Проблемы на фоне пандемии: что происходит с подольской промышленностью
Председатель комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко посетил завод «Подольсккабель». В рамках рабочего визита прошел круглый стол «Развитие промышленности и предпринимательства на территории городского округа Подольск». Обозреватель «РИАМО в Подольске» узнала, как пандемия коронавируса повлияла на муниципальный бюджет и с какими проблемами столкнулись на предприятиях.
«Пандемия расширяет наши горизонты»: подольчане об отдыхе в постковидный период>>
Сокращение бюджета округа
По словам заместителя главы администрации Подольска по развитию производства и предпринимательства Дмитрия Герасимова, пандемия коронавируса стала непростым периодом для города и предприятий. Предпринимателям приходится перестраивать модели ведения бизнеса.
«Из-за пандемии бюджет округа недополучит около 1-2 миллиардов рублей. Из них 700 миллионов рублей компенсирует Московская область, а еще на 500 миллионов рублей округу придется сократить расходы», – сказал Герасимов.
Бизнесмены Подольска: «На грани краха из‑за пандемии, но держимся!»>>
Рост цен на медь
В Подольске порядка десяти кабельных заводов. Крупнейший из них ОАО «НП «Подольсккабель» является системообразующим, на нем работают 650 человек. В 2021 году предприятие отметит 80-летие. Свою продукцию завод поставляет нефтедобывающим компаниям, на атомные станции, по гособоронзаказу. Ассортимент включает около 120 тысяч наименований.
Уже на протяжении недели сотрудники «Подольсккабеля» работают на производстве по трехдневному графику, и такой режим работы продлится до конца месяца. Ситуация связана со скачком цен на медь на мировом рынке. Ее используют для производства кабеля.
«Еще в мае-июне медь стоила около 450 тысяч рублей за тонну, а сейчас уже 620 тысяч рублей – соответственно, цена на конечный продукт возросла. Наши заказчики стали пересматривать свои сметы, которые были запланированы на другие суммы. Нам нужна помощь в загрузке производства. Завод может работать в три, четыре смены, людям нужна работа», – сказал гендиректор предприятия Михаил Громов.
Генеральный директор завода «Микропровод» Юрий Зеленецкий отметил, что основой работы кабельных заводов является медь, которая составляет до 90 % себестоимости готовой продукции.
«При этом она также хороший инструмент для зарабатывания спекулятивного капитала. Ценообразование на нее – совершенно неуправляемый процесс. Хотя во многих странах существуют механизмы регулирования цен, которые не мешало бы ввести и нам. Цена на медную катанку колеблется от 2,5 до 9 тысяч долларов, при этом ее себестоимость составляет около 1,6 тысячи долларов. Сейчас катанка стоит 7 тысяч долларов, продолжается тренд на рост», – пояснил Зеленецкий.
Он добавил, что заводы и потребители их продукции – например, предприятия электромашиностроительной отрасли, – не успевают реагировать и пересматривать цены.
«Это приводит к задержке, остановке роста, к потере рынка. Мы можем делать электротехнические изделия вполне конкурентные с европейскими, но колебания в цене на медь сводят на нет все наши старания», – сказал Зеленецкий.
«Бизнес на грани краха»: откровения владельцев кафе и фитнес‑клубов Подольска>>
Опасный импорт
Промышленники пожаловались на низкое качество поставляемой из-за рубежа продукции по бросовым ценам. Такой импорт негативно влияет на развитие производства внутри страны и безопасность людей.
Заместитель генерального директора «Русской кабельной компании» Максим Круглов сообщил, что сложилась катастрофическая ситуация с пожарами. Так, по статистике МЧС, в 2019 году более 900 человек погибли по вине некачественной электропроводки.
Он предложил включать представителей профессиональных сообществ в приемку государственных и муниципальных объектов. Такой опыт уже есть – в 24 субъектах РФ при губернаторах созданы специализированные комиссии, в которых есть представители электротехнической отрасли. Они выезжают на объекты и проверяют качество электрической проводки, светотехники и другой электротехники.
«По поручению руководства ассоциации работаю с этим проектом уже несколько лет. В среднем мы делаем около 200 выемок и проверок кабельно-проводниковой продукции. К большому сожалению, на многих муниципальных объектах мы выявляем до 70 % несоответствующей стандартам продукции. К сожалению, практически не видим в деле продукцию Подольского кабельного завода, который считается лидером по качеству. Мы бы хотели внедрить такую практику в Московской области и готовы во всем помогать», – сказал Круглов.
Коммерческий директор Подольского кабельного завода Алексей Ксенофонтов предложил направлять своих специалистов, чтобы на стройках, в первую очередь муниципальных, присутствовали контролеры по приемке продукции.
Это нужно для того, чтобы при строительстве не использовали дешевый непроверенный кабель и провода, которые в любой момент могут замкнуть и привести к пожару.
«От этого зависит безопасность и жизнь граждан, в том числе детей. Нам нужно реализовать программу сотрудничества через меморандум и включить представителей кабельного сообщества в приемку продукции на объектах», – предложил Ксенофонтов.
Воспитать успешного человека: как работает детская бизнес‑школа в Подольске>>
«Долгие деньги» по госзаказам
О сложностях получения оплаты при выполнении госзаказов рассказал заместитель генерального директора по техническому развитию Подольского трансформаторного завода «Трансформер» Алексей Стулов.
По его словам, заказы на трансформаторы они получают в основном от государственных компаний и корпораций, единой политикой которых является постоплата. При этом в сделке между производителем, заказчиком и государством, которое участвует в виде налогов и калькулирует себестоимость, появляется еще один игрок – банк.
«Промышленность очень материалоемкая. Получается, что на закупку материалов, зарплату и так далее требуется порядка 60, а то и 70 процентов от суммы договора. Технологический цикл составляет шесть-восемь месяцев, ввод в эксплуатацию еще два месяца. Деньги приходят через полтора-два года. Наше предприятие относится к субъектам среднего предпринимательства, поэтому мы вынуждены в ожидании этих денег брать кредиты в банках. Но эти деньги в итоге увеличивают стоимость нашего предложения на конкурсах по тендерам», – сказал Стулов.
Производство защитных масок и экранов с помощью 3D‑принтера в Подольске>>
Отсутствие таможенных кодов
Представитель предприятия по производству 3D-принтеров ООО «ПК «Робокинетика» рассказал, что когда компания решила поставлять свою продукцию за границу, то выяснилось, что в России нет соответствующих таможенных кодов.
«Мы написали письмо в Торгово-промышленную палату и попросили код, чтобы выйти с продажами за границу. Нам ответили, что такого кода пока не будет. Вот и вся локализация. Мы не можем сертифицировать свою продукцию, потому что нет подходящего кода», – сказал представитель компании.
Таможенные коды продукции – аналог общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Перед тем, как заняться отправкой товаров за границу, продукции присваивают международные коды из этого документа. При этом те же коды на 3D-принтеры есть в международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК, она же ISIC), разработанной ООН.
Производство оборудования для заводов по переработке отходов на «ЗиО‑Подольск»>>
Позиция федеральных властей
Председатель комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко выразил позицию федеральных властей.
«Сейчас очень сложный период, в котором находится вся страна и Подмосковье в частности. Непонятно, будем ли мы возвращаться к изоляции или нет. Очень бы хотелось, чтобы этого не произошло. Посмотрим, как сможем поддержать промышленников по размещению заказов на предприятиях. Возможно, привлечем инвестиции вместе с правительством Московской области и коллегами из Московской областной думы», – сообщил Кравченко.
Он рассказал, что вместе с коллегами активно занимается проектом«Локомотивы роста», который реализует «Единая Россия».
«Проект нацелен на взаимодействие и поддержку реального сектора экономики нашей страны. Стараемся создавать условия для реализации новых промышленных проектов, поддержки отечественной промышленности. Содействовать созданию новых высокотехнологичных рабочих мест, реализации национальных проектов для поддержки малого и среднего бизнеса, повышению производительности труда, экспорта отечественной продукции», – заключил Кравченко.