Граффити‑художник Илья Демченко о «ляпах», курьезах и планах на будущее

Граффити‑художник Илья Демченко о «ляпах», курьезах и планах на будущее
Люди

Художник Илья Демченко профессионально занимается аэрографией. Среди его последних творений – Сенная площадь XIX века на здании старой типографии и изображение русских воинов разных эпох на стене ДК «Россия» в Серпухове. Он рассказал «РИАМО в Подольске» о том, почему не стоит бояться «ляпов», с какими сложностями приходится сталкиваться граффистам, и как реагируют прохожие на его работы.

За что мы любим Подольск: детство, люди, праздники и Дубровицы>>

– Илья, с чего началось ваше увлечение рисованием?

– Рисовать я начал буквально с самого раннего детства. Как рассказывала моя мама, мы с братом стали рисовать практически сразу же, как только научились держать в руках карандаши. Конечно, свое мастерство мы оттачивали на всем, что только попадалась под руку. Однажды даже изрисовали паспорт.

Когда мы были уже в более сознательном возрасте, во втором или третьем классе, нас записали в школу искусств, где помимо рисования мы занимались еще театром и многим другим.

Мой отец – военный, и вскоре мы переехали в Щербинку, где нас записали в клуб «Полет». Вот здесь и началось наше знакомство с основами и общими принципами изобразительного искусства. В силу юного возраста мы с братом дурачились, но, тем не менее, учились. Помню, что даже какую-то корочку получили, когда закончили обучение.

Видеоблогер Иван Эфиров про «голое 1 сентября» и пранки на YouTube>>

– Когда вы увлеклись граффити?

– С граффити я познакомился в классе восьмом или девятом. Как раз в эти годы в нашей стране был настоящий пик популярности хип-хопа, брейк-данса и граффити. Мальчишки вроде меня смотрели клипы, листали журналы, а затем пытались повторить увиденное.

Мы с братом не стали исключением. Однако мы не просто перерисовывали понравившееся изображение, а старались привнести в рисунок что-то свое, оригинальное. В это время я впервые в жизни взял в руки баллончик. Тогда мы ничего в этом не соображали и рисовали где попало.

В конце 11 класса меня позвали принять участие в граффити-фестивале, который проходил в рамках Дня молодежи. Естественно, на нем я ничего не занял, хотя многие говорили, что мой рисунок хорош. Но, если честно, я и сам прекрасно понимал, что это вовсе не так. Однако я продолжил рисовать.

Тату‑мастер про Васнецова, забитых ГИБДДшников и подольские портаки>>

– Как вы оттачивали свое мастерство?

– Самое сложное заключалось в том, что в то время не было клубов или кружков по интересам, в которых все желающие могли бы не только научиться граффити, но и оттачивать свое мастерство под руководством профессионала.

Когда я поступил в институт, то договорился с гаражниками, которые хотели, чтобы на их гаражах кто-то что-то нарисовал. Они были не сильно требовательными. Договорились так: они покупают краску, а я бесплатно рисую и таким образом тренируюсь.

Однажды я договорился с хозяином малярного цеха, что я у него буду учиться аэрографии, а затем останусь работать. Я отправился выбирать краску, нечего не понимая в этом. Смотрел на ассортимент и не знал, что именно взять. По воле судьбы в этот момент я познакомился с человеком, который тоже занимался аэрографией и уже имел большой опыт. Он взял меня под свое крыло, и я стал его своеобразным подмастерьем. Благодаря ему я многому научился.

Также во время работы в Москве я полгода ходил в граффити-школу «Саботаж», где также немного подучился.

Однако спустя какое-то время, когда у меня появилась семья, я принял решение, что нужно двигаться дальше. Аэрографией я занимался от случая к случаю, когда меня звали куда-то что-то нарисовать.

Руководитель команды фаерщиков «О‑Берег»: «В огненном жанре нет границ»>>

– Кем вы сейчас работаете?

– Я самостоятельно научился графическому дизайну и иллюстрациям, успел поработать в различных местах. Конечной остановкой стало рекламное агентство «Полианта», где я работаю и в настоящее время.

Сейчас я достаточно редко появляюсь на работе – в основном, когда просят прийти или если коллегам требуется моя помощь. Последние 5-6 лет я стал получать все больше и больше заказов на граффити, и мое увлечение постепенно переросло в профессию, стало главной работой.

Лично я никогда не делал себе рекламу. Всегда полагался только на «сарафанное радио». Единственное исключение: несколько лет назад я зарегистрировался на сайте PROFI.RU, благодаря чему у меня появилась своя клиентская база. А сейчас я в основном занимаюсь художественным оформлением фасадов зданий.

Текущий год начался для меня достаточно насыщенно. Весной я занял третье место в региональном конкурсе среди граффистов. Нарисовал вместе со своими товарищами животных из Красной книги – сову и рысь. Думаю, что если бы мы изобразили что-то более масштабное, то получили бы первое место. Но в любом случае это тоже хороший результат.

Жители Подольска о «портаках»: кривые брови, синие губы и тату‑монстры>>

– Расскажите о масштабном проекте по оформлению стены ДК «Россия» в Серпухове.

– В Серпухове, как и над другими крупными проектами, я работал не один, а вместе со своими товарищами. Я нашел единомышленников – моего брата Максима Демченко и художника Сергея Салина. У нас образовалась замечательная команда!

После конкурса мы разрисовали несколько пятиэтажек в Подольске, а потом получили важный заказ – оформить стену ДК «Россия» в Серпухове. Это один из самых масштабных проектов в моей карьере. Мы встретились с главой города и обсудили проект. Я всегда считал, что главное – не бояться и всегда идти вперед, не останавливаться на достигнутом. Поэтому мы и решили взяться за этот непростой проект.

Было решено, что перед тем, как мы приступим к ДК «Россия», мы изобразим Сенную площадь XIX века на стене старой типографии на улице Ворошилова. Это было очень грамотным решением: мы освоились в городе, настроились, потренировались.

После этой «тренировки» стало ясно: нужно временно переехать в Серпухов, чтобы не терять на дорогу время и деньги. Несколько дней жили в хостеле. Когда администратор узнал, что мы и есть те самые ребята, которые расписали стену типографии, он поселил нас в отдельный номер и сделал скидку.

А потом мы жили в самом ДК! Директор разрешил нам в свободное время смотреть там кинофильмы, так что мы успевали не только работать, но и отдыхать. Кстати, в ДК «Россия» я увидел премьеру отечественного фильма «Гоголь», фильм мне очень понравился.

Лидер группы «Йорш»: «Панк‑рок – это бросок кирпича в окно обывателя»>>

– С какими сложностями вы столкнулись во время работы?

– Самое долгое – это разработка макета. Мы изучали различные старинные фотографии, искали описания русских воинов разных времен в книгах, старались, чтобы изображение получилось очень близким к оригиналу.

Стоило начать – и все пошло как по маслу! Но нам пришлось считаться с погодой: работать в дождь нельзя, иначе краска потом отвалится. Что летом, что в начале осени погода была «не летная», из-за этого теряли много времени. Кроме того, в сентябре начинает темнеть достаточно рано, поэтому закругляться приходилось около 19:00.

Главная сложность заключалась именно в масштабе работы. Изображение было очень объемным, приходилось несколько раз спускаться и смотреть издалека на то, что у нас получается. Непросто было рисовать портрет князя Владимира – пришлось повозиться.

Сейчас я вспоминаю многие моменты со смехом. Когда мы нарисовали набросок будущего изображения, мы с Сергеем сделали небольшой «ляп». И именно в этот момент пришли из администрации и стали фотографировать! Конечно, мы максимально быстро исправили «ляп» и потом все пересняли.

Своей работой мы довольны, справились с задачей достаточно быстро и качественно.

Пятилетний вундеркинд из Подольска: «Любимая рыба — парчовый птеригоплихт»>>

– Как на ваше граффити отреагировали жители?

– В Серпухове мне понравилось: там очень добрые и отзывчивые люди. Жители говорили «спасибо», фотографировались на фоне рисунка, спрашивали наши телефоны. А некоторые бабушки прямо кланялись и благодарили нас. Но и не без курьезов.

В первый же день работы, когда я размешивал краски, ко мне подошел мужчина и попросил покрасить коричневой краской его ботинки. Я удивился, но помог человеку: там нужно было буквально одну каплю капнуть, и цвет подошел идеально.

Конечно, были и те, кто потом писали в соцсетях, что мы нарисовали не совсем правильно, что церковь не похожа на оригинал. Замечание правильное. Мы, к сожалению, не обратили внимание на мелочи. Оказалось, что церковь совсем не та, а взята из другого города. Но к критике мы относимся нормально.

Несколько раз ко мне подходили молодые ребята и спрашивали, как правильно подобрать цвет, задавали другие вопросы. Я с радостью помогал и подсказывал им. Потому что помню, как я, еще начинающий граффист, приехал на фестиваль в Москву, а опытные художники обсмеяли меня и мои вопросы. Я считаю, что так делать нельзя. Опытом и знаниями нужно делиться!

Учитель танцев Вивес Родригес: про Кубу, русскую зиму и «стыдные» фрукты>>

– Какие советы вы можете дать начинающим художникам?

– В первую очередь – не нужно бояться ошибиться. Как сказал один из моих учителей, когда приходишь на объект – узнай номер изначального цвета стены и будь готов к тому, что придется закрашивать. Любой «ляп» можно закрасить, исправить или перерисовать.

В самом начале не стоит браться за слишком сложные проекты. Нужно идти от легкого к более сложному. И не стоит останавливаться на достигнутом. Нужно всегда учиться, учиться и еще раз учиться! Повышать свой уровень, ведь нет пределу совершенству.

Также я советую принимать участие в различных фестивалях и конкурсах. Ведь на них придется работать на публику, и благодаря этому можно не только набить руку, но и потренироваться рисовать на людях. Мы и сейчас стараемся регулярно выбираться на подобные мероприятия, чтобы лишний раз попрактиковаться.

– Как вам удается совмещать семью и работу?

– Моя профессия отнимает массу свободного времени. Бывает, что приходится уезжать на несколько дней. Однако у меня есть правило: на выходные я должен приезжать домой несмотря ни на что.

Бывают дни, когда я более-менее свободен, и тогда я стараюсь уделять как можно больше внимания родным. Огромное спасибо моей жене за то, что она относиться к моей работе с пониманием и терпением! У меня подрастает замечательная дочка Соня, которая учится в третьем классе. Она тоже увлекается рисованием, а еще ей нравятся танцы.

Кстати, мой дедушка был художником. Он очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам, но у отца был математический склад ума. Зато его внуки стали художниками.

Сати Казанова: «Большое мужество – быть настоящим!»>>

– Над чем вы сейчас работаете?

– Сейчас я работаю над оформлением подъезда одного из домов на бульваре 65-летия Победы в микрорайоне Кузнечики. Я планирую изобразить старинный город с 3D-эффектом. Уже сделал набросок, а сам рисунок планирую завершить к 4 октября. Рисую миниджетом – это такой маленький покрасочный пистолет. Использую акриловые краски на водной основе.

Также мы с Максимом Демченко и Сергеем Салиным планируем осенью изобразить патриотический рисунок на трансформаторной подстанции у ДК «Россия» в Серпухове. Сейчас разрабатываем макет.

Самое главное в моих планах – не останавливаться на достигнутом, продолжать работать и учиться, и добиваться новых высот!