«Мое детство было сущим адом»: каково расти в семье алкоголиков?

«Мое детство было сущим адом»: каково расти в семье алкоголиков?
Люди

Житель Подольска Геннадий вполне успешен и ничем не отличается от прочих горожан – за исключением крайне негативного отношения к алкоголю. Ведь из-за этой пагубной привычки родителей в детстве ему пришлось познать горе, голод и жизнь на улице. Он рассказал корреспонденту «РИАМО в Подольске», каково ребенку расти в семье алкоголиков.

«Я была готова умереть»: анонимные алкоголики из Подольска о зависимости>>

«Ничто не предвещало беды»

Геннадию 28 лет. Он семьянин и трудоголик, воспитывает маленькую дочь и живет полноценной и счастливой жизнью. Однако разговоры о детстве для него – табу.

«Я не люблю рассказывать о своем детстве. Даже моя супруга многого о нем не знает до сих пор – а мы вместе уже семь лет», – отмечает Геннадий.

Он родился в Москве в начале 1990-х. Семья была самая обычная: отец работал в милиции, мать в больнице.

«Мне было года четыре, когда мама стала заниматься своим делом и ушла из больницы. Семейное благополучие улучшилось, у нас стало больше денег и больше возможностей. На тот момент мы жили припеваючи, мало в чем себе отказывали. Когда мне было лет шесть, родители стали время от времени выпивать. Тогда многие так расслаблялись, ничто не предвещало беды», – вспоминает Геннадий.

Все начиналось с малого – выпивка по праздникам и выходным, частые «пирушки» с друзьями, вера в то, что это всего лишь средство расслабления, что все под контролем. Именно так начинается алкогольная зависимость. Собеседник добавляет, что в те годы так думали все – и многие в итоге спивались.

«Когда мне исполнилось семь, маме стали угрожать конкуренты, и мы были вынуждены какое-то время жить у знакомых. Отец тогда еще работал в органах, и все эти вопросы быстро решились. Но после того случая я заметил, что родители стали чаще выпивать. Помню, что бабушка часто ругалась на этот счет. Вскоре отец ушел с работы, и попоек стало больше. Дома начались скандалы. Стали часто приезжать гости... Оглядываясь назад, я понимаю – все это и было «первыми звонками», – поясняет Геннадий.

В конце 1990-х в семье произошла трагедия – бабушку сбила машина. Причем родители, пришедшие после очередных посиделок с друзьями, не переживали из-за ее отсутствия дома. Печальная весть дошла до них только утром. После похорон несколько месяцев они вообще не притрагивались к алкоголю, но потом все стало только ухудшаться.

Жители Подольска о семье, браке, традициях и духовных ценностях>>

Запои родителей

«Родители как-то пошли к друзьям на праздник, и начался кошмар: на второй день после празднества они продолжили пить, не остановились и на следующий день... И так прошел целый месяц! Они выпивали каждый день. Это был тяжелый месяц. Помню, как выговаривали им соседи, а я не понимал, что происходит», – вспоминает Геннадий.

Затем наступило временное улучшение: родители перестали пить, мать продолжила работу, отец пытался хоть куда-то устроиться.

«Но вот они снова поехали к друзьям, и в этот раз месяцем уже не обошлось. За мной ухаживала старшая сестра. В этот период мы были предоставлены сами себе, а я в силу возраста не понимал, почему это все происходит», – рассказывает собеседник.

Нерадивых родителей пытались даже лишить родительских прав. Время от времени они останавливались и пытались «взяться за голову», но в 2000-х алкоголизм взял свое.

«Родители уже не просто пили – они именно уходили в запой. Все чаще и чаще. В итоге мама перестала работать. Еды было мало, денег тоже, за мной с сестрой присмотра не было. Нам помогали соседи, но открыто просить еду было стыдно. Я старался уходить из дома и не приходить до позднего вечера. Все деньги быстро пропивались, а дома все время появлялись незнакомые люди. Мне было тяжело смотреть на сверстников – завидовал. Но не игрушкам, а простому семейному счастью: я хотел быть сытым и одетым, чтобы обо мне заботилась мама, чтобы я был хоть кому-то нужен», – вздыхает Геннадий.

Большим подспорьем для него стала воскресная школа. Собеседник признается, что в ней его привлекало не духовное образование, а бесплатные обеды.

«Я голодал. Приходилось подрабатывать и самому покупать что-то из еды. Летом было проще, так как я часто бывал на улице и не видел происходящего дома. Я много плакал и ругал родителей за свое горе», – добавляет он.

Молодой врач, спасший человека: «Не занимайтесь самолечением!»>>

Жгучий стыд

Ситуацию омрачала и школа, а точнее стыд за родителей перед одноклассниками.

«Знаете, что испытывают дети алкоголиков? Стыд! Огромный стыд, непонимание, злость за несправедливость жизни. В школе я смотрел на своих ровесников и не понимал, почему у них есть родители, а у меня как бы и нет. Почему мои вместо нас с сестрой выбрали алкоголь? Но я как огня боялся попасть в детский дом. Наша семья стояла на учете как неблагополучная, и из-за страха оказаться в детдоме о многом я просто молчал. Сейчас уже и не знаю, что лучше – остаться с такими родителями или оказаться в детском доме?» – признается Геннадий.

Вскоре из семьи уехала старшая сестра, которая не могла жить в таких условиях. Геннадий остался один, и это было самое сложное время в его жизни.

«Сестра хоть как-то заботилась обо мне, а когда она уехала, я стал вовсе никому не нужен. Я оставался голодным по несколько дней. Помню, как начинало тошнить, стоило что-то съесть. Дома никто не убирался. В школе учителя смотрели на меня с жалостью. Я чувствовал на себе взгляды соседей и окружающих. Такие язвительные, жалостные взгляды, от которых хочется убежать куда подальше», – вздыхает Геннадий.

Учителя пытались помочь школьнику и записали его в секцию рукоделия, где его научили рисовать, вырезать из линолеума, вести активный образ жизни. Конечно, это мало что поменяло: в школе все было хорошо, а дома продолжались попойки.

«Я стал сбегать из дома и время от времени ночевать на улице. Общался с такими же подростками, как и я, а домой возвращаться не хотелось. Конечно, рано или поздно я возвращался – спать на холоде надоедало, да и надежда, что все изменится, меня не покидала», – вспоминает собеседник.

Детские психологи в Подольске: где школьникам помогут при стрессах>>

Переезд в Подольск

Алкоголизм разрушает и психику, и здоровье человека. Это яд, который отравляет изнутри и заражает отравой всех окружающих, рушит семьи, считает Геннадий.

«У моего отца из-за алкоголизма стало ухудшаться здоровье, но прекратить пить он уже не мог. Я старался не обращать внимание на происходящее дома и в подростковом возрасте ушел в спорт. Спорт стал для меня спасением: я общался со сверстниками и старался вести здоровый образ жизни. Потом начались соревнования, и я стремился к наилучшим результатам. Мы ходили в походы. Помню, как однажды зимой пошел в поход от школы, но из-за отсутствия денег не мог купить теплую обувь, ужасно замерз и испытывал жуткий стыд», – вспоминает Геннадий.

Состояние его отца ухудшалось, вскоре он и вовсе слег. Как отмечает собеседник, тогда уже все понимали – больному оставалось недолго.

«Помню, как в школе мне сообщили, что отца не стало. У меня почва ушла из-под ног. Я бежал по улице со слезами на глазах... Но если вы думаете, что его смерть из-за алкоголизма что-то изменила, то нет – мама продолжала пить!» – сетует собеседник.

Однако после смерти отца пришлось многое изменить в жизни.

«Мы решили продать квартиру в Москве, расплатиться с долгами – а их у нас накопилось немало, и уехать в Подольск. Так и сделали: я перешел в местную школу, мама пошла работать. Но алкоголь никуда не делся. Да, с годами мать испытывала муки совести, просила прощения за испорченное детство, бралась за ум. Но и ее история, к сожалению, закончилась плохо – она тоже скончалась от болезни», – рассказывает Геннадий.

Как уберечь детей от педофилов и злоумышленников>>

«Не повторяйте ошибки родителей!»

Геннадий говорит, что многие его друзья, родители которых тоже страдали от пагубных привычек, повторили историю своей семьи – стали алкоголиками и наркоманами. Быть может, им так проще жить, списав все свои неудачи на гены и плохих родителей? Однако сам Геннадий твердо решил – не нужно повторять ошибок близких.

«Я испытываю жуткое отвращение к алкоголю. Несмотря ни на что, я смог получить достойное образование, подняться по карьере, создать семью. Алкоголь, никотин и тем более наркотики я ненавижу! Я понял одно – мы сами творцы своей судьбы!» – поясняет он.

В заключение беседы Геннадий обратился ко всем, кто столкнулся с подобной бедой.

«Алкоголь – это не просто дурная привычка. Это болезнь, которую нужно лечить, с которой нужно бороться. Сегодня имеются группы помощи для людей, оказавшихся в такой ситуации, и там действительно могут помочь! Но ни в коем случае нельзя плыть по течению, забыв про самых близких людей – своих детей», – подчеркивает собеседник.

Алкоголь – это не просто дурная привычка. Это болезнь, которую нужно лечить, с которой нужно бороться

Так, в Подольске почти каждый день проходят встречи группы «Анонимные алкоголики». Узнать подробности можно по телефону: 8 (929) 600-58-76. Обратиться за помощью могут все желающие ежедневно.

«А таким, как я, хочу пожелать стойкости и веры в собственные силы! Никогда не думайте, что вы виновники всего! Это болезнь, и ваша задача – выстоять и не повторить ошибок родителей», – завершил Геннадий.

Советы психолога: как обезопасить ребенка>>

Мнение психолога

По словам психолога Евгении Хабаровой, взрослые дети алкоголиков, как и другие люди, выросшие в сложной жизненной ситуации, всегда имеют шанс изменить свою жизнь. Ведь человек сможет все, если захочет.

«Когда человек может рассуждать, какое его поведение функционально (ведет к желаемому результату) и какое дисфункционально (еще больше усложняет жизненную ситуацию), когда он способен выбрать адекватный вариант, то он сможет изменить свою жизнь к лучшему», – подчеркивает психолог.

Она отметила: если выросший ребенок алкоголиков найдет в себе желание не зависеть от мнения окружающих, не будет бояться признаться, что он чего-то не знает или не умеет, если будет работать над своим психологическим здоровьем, то он имеет все шансы на счастливую жизнь.

«Часто мотивацией для взрослых детей алкоголиков является то, что они не хотят, чтобы их жизнь сложилась так, как у их родителей. И это помогает им двигаться к желаемому», – заключила Хабарова.