Создатель школы танго в Подольске о секретах аргентинского танца и милонгах
Аргентинское танго появилось в конце XIX века в бедных эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса. Его главная особенность – ни один из танцев не похож на предыдущий, так как это импровизация. В Подольске недавно появилась танцевальная школа «De la passion» под руководством Евгения Шая, который рассказал «РИАМО в Подольске» о танго-сообществе и милонгах в парке Талалихина.
Где научиться танцевать в Подольске>>
– Евгений, когда вы увлеклись аргентинским танго?
– Мне 45 лет, я военнослужащий на пенсии. Если честно, я никогда не предполагал, что буду танцевать. Просто когда я вышел на пенсию, то понял, что нужно чем-то себя занять. Хотелось не просто найти увлечение, но и двигаться, и я решил попробовать аргентинское танго. Это было три года назад.
Признаться, в то время я весил 97 килограммов, и танго стало стимулом похудеть, да и вообще привести себя в порядок. Ведь данный танец формирует отношение к партнеру-женщине и понимание, что нужно хорошо и приятно выглядеть. Мне удалось сбросить 20 килограммов. Сейчас мой вес составляет 77 килограммов, и я прекрасно себя чувствую.
Сначала я занимался в Подольске, а когда понял, что хочу узнать об этом танце больше, стал ездить в Москву, где и вошел в так называемое танго-сообщество. Это увлеченные аргентинском танго люди, которые время от времени собираются вместе, чтобы потанцевать и пообщаться. Для нас танго – это нечто большее, чем просто танец, это образ жизни.
– Почему именно аргентинское танго? Что в нем особенного?
– Разновидностей танго очень много. Так завелось, что наиболее популярно у нас европейское танго, которое входит в программу стандартных бальных танцев. Первое, что бросается в глаза, это положение корпусов партнеров в танце: в европейском варианте спина откинута немного назад, а в аргентинском танцоры наклонены друг к другу. Здесь важен контакт, взаимопонимание между партнерами.
Кроме того, аргентинское танго позволяет не учить конкретные движения и связки. Здесь танцоры импровизируют, поэтому каждый танец уникален и не похож на предыдущий. Нужно чувствовать партнера и самостоятельно создавать свою танцевальную историю, рассказывать ее окружающим на языке танго. Конечно, есть базовые фигуры и шаги, но мы в нашей школе придерживаемся такого принципа: каждый танцор сам создает свой танец. А вообще, аргентинское танго – танец социальный.
– Что такое социальный танец?
– Это значит, что его могут танцевать все. Сейчас, конечно же, выделилось отдельное шоу-направление, особенностью которого является исполнение сложных, почти акробатических фигур. Но стандартное социальное аргентинское танго доступно любому человеку – любого возраста, пола, физической подготовки и даже веса. Кстати, один очень известный танго-танцор был достаточно полным человеком, но ему это не мешало отлично танцевать.
– Как семья относится к вашему увлечению?
– Они меня поддерживают. Я привлек к танго и супругу, и дочь. С самого начала старался оттачивать свои умения дома и тренировался с женой – просил ее постоять, чтобы попробовать то или иное движение. Так данный танец заинтересовал и ее, после чего она также стала заниматься.
Возвращаясь к тому времени, отмечу: после долгих лет совместной жизни у нас с супругой появился некий холодок в отношениях. Аргентинское танго вновь сблизило нас, научило прислушиваться к партнеру, лучше понимать друг друга. Кстати, многие семейные пары благодаря танго находят взаимопонимание, и угасшие было чувства снова разгораются.
Учитель танцев Вивес Родригес: про Кубу, русскую зиму и «стыдные» фрукты>>
– Расскажите о своей первой милонге.
– Милонга – это танцевальный вечер для любителей аргентинского танго, на котором можно не только танцевать, но и общаться.
Когда мы впервые пришли на милонгу, то чувствовали себя рыбками в аквариуме. Ведь участники танго-сообщества знают друг друга и моментально вычисляют новичков, и в тот вечер все взгляды были прикованы к нам – нас изучали, к нам присматривались. Но во время танца мы не думали об этом: когда танцуешь, не думаешь ни о чем, кроме самого танца. Вскоре мы стали регулярными участниками таких вечеров.
– Как появилась идея создать танго-сообщество в Подольске?
– Дело в том, что в Москве много танго-сообществ. Они есть и во многих городах Подмосковья, больше всего на севере, северо-западе и северо-востоке региона. А вот на юге, в частности, в Подольске, ничего подобного не было. У нас не было ни школы аргентинского танго, ни танго-сообщества. Поэтому у меня возникла идея это изменить.
– С чего вы начинали?
– Все началось с проведения первой милонги в Подольске, которая прошла в феврале 2018 года. Нас поддержали любители танго из других городов, но из Подольска были мы одни. Тогда-то мы и поняли, что у нас просто-напросто никто не умеет танцевать, а значит, нужно открывать школу, ученики которой смогут учить аргентинское танго и со временем принимать участие в милонгах.
Хочу подчеркнуть, что мы не воспринимаем это как свой бизнес. Наша цель – создать сообщество людей, объединенных одним увлечением – танго. Занятия проходят в кафе «Подольск», где мы арендуем помещение, поэтому берем минимальную плату для оплаты зала и оборудования.
– Вы продолжаете проводить милонги в парке Талалихина?
– Да. Мы планируем проводить их и осенью – до тех пор, пока погода позволяет.
Сама идея организовывать милонги в парке Талалихина посетила нас этой весной. Мы прогуливались по парку, увидели балюстраду и решили станцевать, включили музыку на телефоне и закружились в танго. Затем вышли на директора парка и стали проводить танго-вечера под открытым небом. Именно так многие ученики и нашли нас – они просто гуляли по парку и увидели, как мы танцуем.
Прибыльное хобби: истории успешных подольчан>>
– Действуют ли на милонгах какие-то правила?
– Конечно, они называются кодигос – «этикет». Традиционно на милонгах танцуют три танца: танго, танго-вальс и саму милонгу, иногда еще добавляют чакареру.
Приглашать на танец, протянув руку, не принято. Аргентина – это южная страна, где оскорбления смываются кровью, а отказ мужчине в танце – это оскорбление. Чтобы избежать ненужных расправ, появился обычай приглашать на танец глазами. Партнеры встречаются взглядами на расстоянии, и если девушка не хочет танцевать с этим мужчиной, она просто отводит взгляд. А если продолжает смотреть, то он делает приглашающее движение, например, кивок головой. Если дама по-прежнему на него смотрит, то подходит и уже приглашает, протянув ей руку. Если же женщина сняла туфли – значит, в этот вечер она больше не намерена танцевать.
Определенные движения на танцполе называются ронда (от испанского ronda – круг, хоровод) – ряд, линия танца. Танцоры двигаются по кругу против часовой стрелки. Так заведено, что новички танцуют ближе к центру, а более опытные – с краю.
Танго танцуют с перерывами. После трех-четырех композиций включают другую музыку, и происходит «картина» (от испанского cortina – занавес) – музыкальная интерлюдия, которая отделяет танцы друг от друга. Это своеобразная пауза и возможность перевести дыхание, а также сменить партнера. Кстати, изначально танго танцевали только мужчины, поэтому танцевать можно как с женщиной, так и с мужчиной. Причем во втором случае можно даже разыграть некую дуэль в танце и показать своеобразное представление.
Также в танго-сообществах имеется приятная традиция: если у кого-то день рождения, то весь коллектив поздравляет именинника, танцуя с ним. В рамках одной мелодии каждый должен станцевать с ним какую-то часть танца.
Как прошло открытие школы танцев Дарьи Сагаловой в Подольске>>
– Расскажите о методиках обучения в вашей школе.
– Они у нас авторские. То, что нам давали наши учителя, в том числе аргентинцы, мы пропустили через себя, осмыслили и с успехом применяем в нашей деятельности. Кроме того, я использую знания и навыки, которые получил за годы военной службы как на командных должностях, так и будучи преподавателем в высших военных учебных заведениях. В настоящее время я преподаю в МГУ, но, конечно же, не танго.
Аргентинское танго – это целая культура, даже ритуал. Ты должен чувствовать танец и музыку. Мужчина должен вести, направлять. Женщина должна чувствовать и преобразовывать действия партнера в красивые движения. А главное, оба партнера должны выражать в танце свои мысли. Танго стоит рассматривать как особый язык общения: можно не знать языка, на котором говорит партнер, но для диалога вполне достаточно танца.
Мое личное мнение: чтобы танцевать танго, нужно лишь желание. Если человек никогда не танцевал, то это только плюс, потому что он – словно чистый лист бумаги, на котором можно нарисовать что-то удивительное. И его можно научить не просто танцевать, но и чувствовать, гореть этим танцем.