Бросить все: подольчане о том, как ушли от цивилизации
Одни гонятся за достижениями прогресса, стремятся жить в центре города и ездить на последней модели престижного авто. Другие же выбирают дауншифтинг, возвращаются к корням или ищут пути духовного роста – в своей стране или за границей. Обозреватель «РИАМО в Подольске» пообщалась с людьми, которые предпочли благам цивилизации иную жизнь.
Очарованная Индией из Подольска: «Там все живут наизнанку, раскрывая душу»>>
Антон, 25 лет, трудник:
Окончил филологический факультет, после института какое-то время работал фрилансером, писал тексты для интернет-изданий и магазинов, журналов, пробовал себя в прозе.
Много времени уделял философии, и в какой-то момент мне захотелось общения с Богом и высшими силами. Чтение сухих доктрин и домыслов – это одно, а жизнь человеческая – совсем другое. Вот и стала мне интересна духовная практика. Собрал сумму и, поставив родителей в известность, поехал в мужской монастырь трудником.
Сразу стать монахом нельзя, сначала тебя испытывают в качестве трудника – человека, живущего и работающего в монастыре на добровольной и бескорыстной основе во славу Божию.
Труднее всего мне, привыкшему заниматься творчеством по ночам, далось соблюдение распорядка дня. Подъем в 6:00, затем братский молебен, утреннее богослужение, завтрак, в 8:00 построение и развод на работы, или послушания, которые длятся до 12:30, затем обед и снова послушания до 17:30, вечернее богослужение и отбой в 22:00. Примерно через три месяца научился сам просыпаться в шесть утра. Особенно легко это получается, когда восходит солнце и слышен щебет птиц.
У монастыря свои пахотные земли, огороды, животноводческие и птицеводческие хозяйства, пекарня и многое другое, чтобы его жители могли обеспечивать себя всем необходимым. Также можно участвовать в работах по восстановлению монастырских строений и облагораживанию территории.
В монастыре мужчины от 18 до 60 лет могут бесплатно питаться и проживать в монастырской гостинице и кельях. Четких правил, при выполнении которых ты можешь получить постриг, нет, поэтому достаточно много людей находятся в одном и том же статусе в течение многих лет.
Трудниками становится разношерстная братия, здесь даже документы не всегда спрашивают, поэтому среди нас работают в том числе бывшие наркоманы и алкоголики. У нас читают молебны о недужных, и эти службы привлекают людей, одержимых разными страстями.
Часто приходят люди, у которых в жизни случились беды и умерли близкие, которые винят себя в чем-то, надеются найти здесь помощь. Труд отвлекает их от скорбных мыслей, но это тоже не повод принять монашество – испытания надо пройти. А в монашество нужно идти, чтобы служить Богу, когда уже воспитал детей и остался без супруга, а близких бросать нельзя.
Еще мне очень трудно даются посты и воздержания. Как-то в конце первого поста нужно было отвезти монастырскую продукцию в городскую лавочку, так я напросился на эту работу и в городе со всех ног бросился в ресторан, где заказал себе паэлью с морепродуктами, устрицы, тирамису, латте и другие свои любимые блюда. Но после первых же ложек понял, что желудок уже настолько уменьшился, что мне столько не съесть.
Также по сравнению с простой и здоровой едой, которую мы ели в монастыре, пища из ресторана показалась мне надуманной, вычурной и тяжелой. С тех пор я помимо обычной монастырской еды всегда держу в запасе какие-нибудь вкусности – орехи, сгущенку, шоколад, но стараюсь не злоупотреблять ими.
Я уже около полугода в монастыре, но каких-то особых видений или просветлений не заметил. Здесь такие же люди, как и везде – со своими недостатками и достоинствами. Если возникает какой-то конфликт или происшествие, то настоятель узнает об этом через полчаса, и все обо всем в курсе. Теперь я стал лучше понимать, как жили общиной в деревнях.
Очень сильно изменились мои привычки в поведении и еде, я стал мыслить более здраво и лучше узнал человеческую природу. В большом городе даже за годы дружбы трудно узнать людей так близко, как за месяц в одной келье. Возможно, мои товарищи станут прототипами моих будущих произведений. Жаль только, что не в духе Лескова – то ли времена изменились, то ли я не могу увидеть чудо в обычной жизни.
Старцев или провидцев мне не удалось встретить ни разу – возможно, еще время не пришло. Но одно я понял точно: монахом я вряд ли стану, от этого выбора меня отговаривает и мой духовник. Скорее всего, свои знания и талант я посвящу служению церкви в миру – постараюсь найти подходящее для сотрудничества издательство или сайт.
Учитель танцев Вивес Родригес: про Кубу, русскую зиму и «стыдные» фрукты>>
Анна, 28 лет, путешественница:
От сидячей работы в офисе у меня стала очень сильно болеть спина. Я перепробовала множество разных способов лечения и в итоге наткнулась на студию йоги. Это то, что действительно помогло, и я решила изучать эти оздоровительные практики более глубоко.
Со временем мне перестало хватать квалификации местных преподавателей, и появилась идея поехать в Индию, окунуться в первоисточник знаний. Выбрала йога-тур и «заболела» этой страной навсегда.
Наше путешествие началось на юге Индии. На Гоа мы много плавали, загорали, «йожились», правильно дышали и «перезагружались», медитировали на рассвете и закате. Гуляли по лесам с вековыми священными баньянами, корни которых поддерживают свои ветви и создают целые рощи, где можно загадывать желания. Купались в теплых озерах недалеко от океана и в нем самом, нам делали массаж с лечебной глиной.
Вечерами на побережье собирались музыканты, йоги, акробаты, торговцы, фокусники и ремесленники. В Индии сама атмосфера располагает к радости жизни, там хочется танцевать под звуки этнических инструментов, примерять одежду и украшения, гулять вдоль берега и наслаждаться свободой. С сумерками вдоль побережья зажигаются огни, все собираются в кафе и знакомятся с новыми друзьями со всего света.
Там мне рассказали о живом питании, которое помогает оздоровлять и исцелять организм. Для него нужно использовать много свежих овощей и фруктов, которые есть в Индии круглый год и стоят копейки. В России же экзотические фрукты привозят замороженными и обработанными разными химикатами.
Появилась идея уехать в Индию и учиться у йогов различным практикам. Рассчиталась с работы и сдала квартиру – этих денег вполне хватило на билет и съемное жилье. Мое физическое состояние стало намного лучше, постепенно я научилась владеть своим телом. О болях в спине вообще не вспоминаю! Теперь у меня появилась новая цель – достичь просветления и пообщаться с высшими силами. Пока этого не будет, возвращаться назад не собираюсь.
В отличие от других стран, именно в Индии много долгожителей. Хочу постигнуть их науку долгой и счастливой жизни, изучаю воздействие на организм различных масел, специй, натуральных ароматов.
Здесь есть мастера, которые делают индивидуальные духи для людей, лишь взглянув на них. Как будто сразу понимают суть и знают, как выразить ее в запахе.
В первые недели своего пребывания здесь я долго искала такого мастера, но не могла найти – мне говорили, что он только что был здесь и отошел, и то же самое повторялось в другом месте. Когда я стала больше понимать Индию и ее традиции, случилось чудо: мастер сам окликнул меня и предложил создать для меня духи, при этом отказался от платы.
Все, кто приезжает в Индию надолго, помогают друг другу, оказывают какие-то услуги, объявления о которых можно найти в специальной группе в соцсети. Я тоже решила вспомнить, чему училась в юности, и вернуться к творчеству фотографа. Это позволит мне не сидеть долго на месте и сохранить здоровье.
Ни разу не пожалела, что бросила все и поехала искать духовное просветление. Мне кажется, это единственно верный путь в жизни. Мне порой очень жаль своих знакомых, погрязших в бытовухе и выяснении отношений с мужьями. Неужели стоит тратить на это свою жизнь?
Отдых за границей: типичные проблемы и их решение>>
Ираклий, 35 лет, фермер:
В какой-то момент жизнь в городе довела меня до экземы, поэтому я решил стать фермером и разводить пчел подальше от промышленности и городов. Почитал книги, взял несколько уроков у опытных пасечников и уехал в экопоселение.
Люблю это место в любое время года – и зимой, и летом. Утром встаю с первым щебетом птиц и криками петуха, вечером слушаю серенады цикад. Весной поют соловьи. По ночам летают совы, шуршат крыльями о воздух, мышей ловят.
Ни разу не пожалел о своем выборе – я достаточно проработал на производстве, хочу жить для себя и просто радоваться жизни, ощущать ее. Когда приезжаю в город по делам, то с ужасом смотрю на серые толпы спешащих людей, уши закладывает от шума транспорта, настроение портит грязный асфальт.
Конечно, сначала было трудно приспособиться к деревенскому быту, но со временем приспособился. Сейчас помимо меда собираю и отправляю по всей стране ферментированный экологически чистый иван-чай, лечебные травы, сушеную землянику, рябину, смородину, яблоки, шиповник и другие сухофрукты. На заказ привожу в город деревенские яйца и кур, овощи.
В нашем экопоселении кого только нет: кто-то делает шоколад ручной работы, кто-то поделки из дерева, кто-то шьет одежду.
Некоторые используют интернет для популяризации своих экопродуктов: ведут видеоблоги, чтобы в городе видели, как живут куры и утки, которых им привозят, как делают иван-чай вручную.
Когда я жил в квартире, порой не знал, чем заняться, а здесь каждая минута дорога: столько всего нужно сделать, что порой времени в сутках не хватает. Здоровье стало лучше, организм восстановился, не жалуюсь. Сейчас подумываю начать разводить коз, узнаю особенности их содержания. Может быть, буду делать козий сыр – у знакомых нет отбоя от заказчиков на этот продукт, так как в городе у каждого второго аллергия на коровье молоко.
«Агроферма» в Подольске: производство молока и новые молочные палатки>>
Ирина, 34 года, дауншифтер:
Долго прожила в браке, но у нас с мужем так и не появилось детей, да он и не хотел. В итоге развелась и начала строить жизнь самостоятельно. Этот шаг был для меня очень глубоким потрясением, и чтобы поправить нервы и здоровье, я уехала отдохнуть на Кипр.
Меня покорила местная природа, меловые горы, по которым можно ходить босой, и даже в самое жаркое время ноги будут чувствовать прохладу, потому что мел не нагревается.
На Кипре я впервые узнала о новом виде туризма, который там обычно практикуют англичане: уезжают на несколько месяцев в горы и живут в полузаброшенных деревнях жизнью селян.
Ушла с работы, так как она мне напоминала о прежней жизни – там я и познакомилась с супругом. Разделили квартиру, я купила новую поменьше и сдала ее, на эти деньги живу на Кипре. Учусь у местных кружевниц плести драгоценное кружево.
Не знаю, что будет со мной дальше. Я познакомилась с туристом из средней полосы России, и он сказал, что такие же горы есть и у нас в Воронежской и Белгородской области. Съезжу, посмотрю. Может, в итоге куплю себе домик в какой-нибудь деревне и буду жить простой жизнью.