Оператор дрона про профессию будущего и 3D модель Подмосковья
В России официально зарегистрировали новую профессию – оператор дрона, или беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Обозреватель «РИАМО в Подольске» побеседовал с 25-летним руководителем компании «Съемка с воздуха» Вячеславом Барбасовым и выяснил, как работают эти специалисты, зачем нужны 3D модели городов и что птицы хотят от дронов.
Кадр с высоты: необыкновенные виды Подольска с городских крыш>>
– Вячеслав, с чего началось ваше увлечение беспилотниками?
– Меня с ними познакомили друзья. Сначала это были беспилотники самолетного типа для аэрофотосъемочного комплекса. Разбирался самостоятельно, по выжимкам с англоязычных и русскоязычных форумов. Ездил, смотрел, собирал свое – постигал инженерную науку.
Я вынашивал идеи своих проектов задолго до регистрации компании «Съемка с воздуха», которая произошла в 2014 году. В 2015 году в компанию из двух человек пришли еще двое, мы стали резидентами «Сколково», получили ряд грантов.
Сейчас в фирме работает 11 человек, средний возраст – около 30 лет. У нас есть производственная база в Государственном университете землеустройства в Москве, а также в Подольске, где мы производим беспилотники. Еще есть испытательный геодезический полигон под Серпуховом.
– Чем занимается ваша компания?
– У нас много проектов. Разрабатываем беспилотник морского типа, заказчиком является Морская арктическая геологоразведочная экспедиция. Его можно будет использовать для поиска оборудования, для прохода во льдах. В этом году выйдем на испытания, в следующем приступим к продажам.
Еще один проект – это система автономного дрона. Мы стремимся к тому, чтобы наши беспилотники начали функционировать без участия человека. Для этого нужен энергонезависимый искусственный интеллект, благодаря которому аппарат сможет сам пристыковываться, заряжаться и лететь дальше, чтобы выполнять свою задачу. Проект на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Есть уже готовый коммерческий продукт, поддержанный грантом Министерства инноваций и инвестиций. Это учебный беспилотник, уже состоялись первые поставки в учебные заведения. Он позволяет освоить профессию будущего – оператора БПЛА. Профстандарты еще формируются, но оборудование для освоения специальности уже есть.
Наш образовательный продукт – беспилотник самолетного типа для вузов – уже поставили в Государственный университет по землеустройству. Будем делать сервисное сопровождение, поставлять запчасти и детали. В первое время возьмем на себя обработку полученных данных.
В этот комплекс входит сам беспилотник и две программы – по обработке и по анализу данных. Оператор должен уметь обрабатывать данные и делать качественную 3D модель, чтобы потом ее можно было правильно проанализировать. В зависимости от сферы, в которой применяется БПЛА (геодезия и кадастр, сельское хозяйство, мониторинг ЛЭП и нефтегазопроводов, лесов, дорог), полезные нагрузки и программы по анализу отличаются, чтобы получаемый результат максимально подходил задачам.
Также у нас есть оборудование для школьников, с помощью которого они могут собирать и программировать небольшие коптеры.
Фотосессия в Подольске: где сделать красивые фотографии>>
– Сколько стоит аппаратура?
– Учебный комплекс для студентов с образовательной программой для обработки и анализа стоит около 350 тысяч рублей. Средняя цена на промышленный беспилотный комплекс – от 1,5 миллионов рублей.
Иногда лазерные сканеры могут стоить десятки миллионов рублей, это намного выше цены аппарата. Если беспилотник стоит больше 10 миллионов рублей – значит, у него очень хорошая «начинка»: сканеры, тепловизоры, мультиспектральные и гиперспектральные камеры.
– Какие беспилотники лучше – отечественные или зарубежные?
– Наши беспилотники намного дешевле по сравнению с зарубежными. В их производство вкладывается нефтегазовая отрасль, которой нужно много снимать в сложных условиях и при низких температурах. Так что за границей – простые и дорогие дроны, у нас – надежные и доступные по цене. Россия уже является экспортером этой продукции, но 90% – это военные беспилотники.
– Как обучают операторов беспилотников?
– Студенты – наша основная фокус-группа. Создаем кадровый резерв, чтобы при получении больших заказов они смогли приступить к работе. Мы учим студентов так, чтобы они могли выполнять реальные коммерческие проекты и зарабатывать хорошие деньги. С полученными знаниями они смогут устроиться в профильные компании – их достаточно много, но кадры для них практически никто не выпускает.
Мы проводим мастер-классы, вебинары, практические работы. У нас есть курсы, которые проходят в Москве на базе геодезических вузов, в основном на базе Московского государственного университета геодезии и картографии. Есть идея создать центр компетенции по беспилотникам в Подольске – на базе нового Центра робототехники.
– Кто идет в операторы БПЛА?
– Как правило, операторами становятся мужчины, так как подготовительные работы требуют физической выносливости – например, расставить опознаки в карьере. Планируется, что оператор БПЛА станет профессией для людей со средним образованием, хотя мы пока что берем только специалистов с высшим.
Сейчас в профессию чаще всего идут геодезисты, фотограмметристы, выпускники МАИ. После получения диплома о высшем образовании их нужно серьезно доучивать, чтобы они могли влиться в «беспилотный коллектив». Переучить квалифицированного специалиста можно за две недели.
Нужно понимать, что оператор – не пилот, он не рулит самолетом или коптером. Сейчас идет переходный период, когда для управления беспилотником все еще нужен человек. Рано или поздно этот процесс станет полностью автоматизированным, и оператор должен будет только контролировать его.
Бумажных дел мастер: про 3D‑модели, развертки и игру теней>>
– В чем заключается работа оператора?
– Сначала определяем площадь объекта и разрешение, в котором надо снять. Программа считает полетное задание, мы смотрим погоду. Выезжаем на место. Ставим аппарат на катапульту, запускаем его и начинаем съемку. Не обязательно смотреть за беспилотником – он сам летает и все делает.
Иногда нужно два аппарата – для обследования линий электропередачи или газопровода. Если это оперативный мониторинг, то нужно понять, нет ли на объекте того, кто делает незаконную врезку в газопровод или снимает провода. Тогда оператор смотрит на экран в режиме реального времени.
Главная задача оператора – принимать решения и предпринимать действия, реагировать на то, что «заметил» беспилотник. Например, можно приблизить подозрительный объект, показать его с разных сторон. В скором будущем основную часть подобных работ должны будут взять на себя системы технического зрения, машинного обучения и даже искусственного интеллекта.
При использовании аэрофотокамеры получаются снимки с большим разрешением. Беспилотник пролетает в заданном направлении и обратно, получаются перекрытия – каждая точка снята под разными углами на большом количестве снимков. Из этого можно сделать 3D модель. С течением времени можно проанализировать, что поменялось – не провисли ли провода на ЛЭП, не упало ли на них дерево и так далее. С помощью тепловизоров можно понять, есть ли пробои и нагревание.
– Для чего нужны 3D модели городов?
– Они позволяет заметно повысить качество градостроительных решений. Проектирование новых объектов с 3D моделью будет более наглядным. Становится понятнее, где и как лучше сделать разметку и поставить светофоры, чтобы снизить аварийность. Также 3D модель повлияет на внешний вид города и его благоустройство – сразу видны затянувшиеся стройки, свалки и все, что спрятано за высокими заборами.
Новые архитектурные проекты будет легче согласовывать с жителями. На 3D модель города «устанавливается» несколько вариантов новых зданий, можно посмотреть, как они будет выглядеть. Это удаленный формат публичных слушаний, который является более наглядным и удобным. Люди видят не карты и условные обозначения, а готовый вариант.
–Есть ли в России города, для которых уже создали 3D модели?
– В нашей стране уже создали первые 3D модели городов Томск, Ноябрьск, Владивосток, Астана и еще нескольких. Сегодня перед нашей компанией стоит непростая задача: создать 3D модель Московской области. Первым объектом съемки может стать Подольск.
Недавно состоялась конференция с администрациями Подольска и Томска, который стал первым в России городом, у которого появилась своя 3D модель. Им сделали карту в 2015 году. Томичи рассказали, как 3D модель улучшила их жизнь. Например, там есть сервис, через который можно поставить участок на кадастровый учет – даже не нужно вызывать геодезистов.
В настоящее время в администрациях Московской области используют ведомственную информационную ГИС-систему, в которой много слоев. Она основывается на космической съемке 2014 года. С тех пор огромное количество объектов изменилось или перестало существовать, появились новые. К тому же у этой съемки низкое разрешение, поэтому сейчас без выезда на место невозможно установить точные координаты объектов. Для строителей нужен масштаб 1:500, это соответствует разрешению съемки с беспилотника – 3-5 сантиметров на пиксель.
Фотограф Артур Демченко о медведе с малиной и тайнах Знаменской церкви>>
– Сложно ли сделать 3D модель города?
– Художественная и техническая съемка не имеют ничего общего. Для создания 3D модели нужна большая работа: согласование, проведение аэрофотосъемки, долгая обработка, работа различных специалистов. И только после этого 3D модель попадает к сотрудникам администрации для работы и анализа.
Зачастую речь идет даже не о том, чтобы собрать данные, а чтобы обработать их. Для обработки террабайтов данных нужны компьютеры, которые стоят миллиарды рублей. 3D модель Тульской области обрабатывалась на суперкомпьютерах Санкт-Петербургского политехнического института. Мы как резиденты «Сколково» предлагаем пользоваться вычислительными мощностями этого инновационного центра.
– Вы решили создать 3D модель всего Подмосковья?
– Да, это сложный глобальный проект, но сразу будет видна экономическая эффективность. Чтобы снять всю Московскую область, нужно совершить несколько тысяч полетов! Но весь регион снимать не нужно. Снимем населенные пункты и инфраструктурные объекты, земли сельхозназначения и, возможно, леса. Это заметно уменьшит объем работ.
Мы хотим, чтобы Подольск стал пилотным городом, так как по площади он примерно равен Томску.
– Сколько времени уйдет на создание 3D модели Подольска?
– Снимать нужно летом, когда сошел снег. В день можно отснять с надлежащим качеством примерно 20 квадратных километров одним бортом. Площадь Подольска больше 320 квадратных километров, так что отснять можно за месяц. Но стоит помнить, что погода может внезапно испортиться или помешают каике-то другие факторы.
Более долгий процесс – всевозможные согласования. Беспилотники находятся немного за правовым полем, так как законы для них не разработаны. У компании, которая занимается аэрофотосъемкой, должна быть лицензия на гостайну. Когда провел съемку – ее нужно рассекретить: согласовать с генеральным штабом округа, ФСБ, единым органом воздушного движения, аэродромами, местными властями. Это долго и сложно, может уйти более полугода.
– Сколько это будет стоить?
– Аэрофотосъемка является самым недорогим этапом, нужно еще учитывать геодезию и фотограмметрию. Создание 3D модели Подольска обойдется примерно в 10 миллионов рублей. Плюс обработка на компьютере и другие работы, которые могут стоит от 10 до 30 миллионов рублей.
Нужно понимать, что загруженной 3D моделью можно не только пользоваться, но и редактировать ее, вносить новые слои. Ее можно «подсоединить» к существующей ГИС- модели, что очень удобно.
Стоит отметить, что доходы, полученные с эксплуатации такой модели, в несколько раз перекрывают расходы, потраченные на ее создание. Например, в Тульской области выявлено большое количество кадастровых ошибок, приводящих к ежегодным потерям налоговых выплат на сумму более чем 150 миллионов рублей, а сумма предполагаемых штрафов за самозахват земли – около 480 миллионов рублей. В Ноябрьске самозахваченной земли было выявлено на общую стоимость более 700 миллионов рублей, в том числе недоплата годовых арендных платежей на сумму 15,4 миллионов рублей. В Московской области из-за большой площади и высокой плотности населения эти суммы будут в несколько раз выше.
Но не все доходы можно посчитать. Есть макроэкономические показатели, которые не всегда напрямую связаны с 3D моделью. Например, в Томске отменили строительство развязки стоимостью в 1 миллиард рублей, проанализировав 3D модель, и выиграли суд на 400 миллионов рублей, основываясь на модели. Есть огромное количество других удобных сервисов и применений, если все перейдут на использование таких 3D моделей.
Игорь Угольников про «Ильинский рубеж»: «Премьера будет в Подольске»>>
– Почему тогда создание 3D моделей мало распространено?
– Все проекты затормаживаются из-за некомпетентности, безразличия и коррумпированности. Беспилотник – инструмент объективного контроля, с ним не договоришься, данные не подделаешь.
Допустим, в сельском хозяйстве покупку беспилотников часто блокируют агрономы. Ведь дрон сразу покажет все огрехи – например, поле запущено, по краям все хорошо, а в центре проплешины и овраги. Дело в том, что в России экстенсивные методы ведения сельского хозяйства, так как обрабатывать новую землю выгоднее, чем увеличивать эффективность одних и тех же участков. В Европе же эффективно применяют беспилотники, космосъемку и высокоточное земледелие, чтобы все было под контролем.
– Будет ли развиваться доставка товаров дронами?
– Над городами летать пока что нельзя. Но есть и другая проблема – в менталитете. Если летит беспилотник, то все кому не лень пробуют его сбить. Да хоть тапком кинуть! Охотникам тоже очень интересно сбивать дроны.
Продают устройства, которые глушат сигнал. Беспилотник можно даже перехватить – заменить GPS-сигнал и задать другую точку возвращения. А любой аппарат, который упадет, например, на машину или дачный участок, дискредитирует саму идею.
С технической точки зрения этот процесс уже реализуем, но еще не достаточно коммерчески эффективен, курьер доставит намного дешевле. Многие страны уже выделили пилотные зоны и даже города под подобные проекты. Нам тоже не надо упускать этот момент, и для этого в первую очередь надо решить проблему с законодательством.
Грузоперевозки – тоже интересная тема, некоторые отечественные компании включились в подобные проекты.
– Может ли беспилотник навредить людям?
– Наши полеты проходят вдали от оживленных мест. К тому же выбираем время с мягким освещением и неконтрастными тенями – летаем в 7-8 утра. Но бывают и непредвиденные ситуации: однажды дрон влетел в стену и упал, в другой раз была проблема с навигацией недалеко от Курской аномалии. Но люди ни разу не пострадали.
– Попадалось ли в кадр что-нибудь необычное?
– Эффект гало регулярно мешает съемке. Как-то снимали на Кольском полуострове стадо оленей, которых нужно было найти и посчитать. Очень долго не могли этого сделать, а потом все стадо вышло на поле – сделали всего один кадр, и автоматика все быстро посчитали.
Были случаи, когда к коптерам подлетали птицы – чаще всего вороны. Сначала я думал, что они нападают на аппарат, но нет. Птицы становились перед дроном и показывали ему, как правильно махать крыльями. Получается, учили его летать!