«Московская областная робототехническая олимпиада важна для Подольска!»
В Подольске 27 мая пройдет Московская областная робототехническая олимпиада Robolymp. В региональном отборочном туре примут участие 140 команд и около 300 начинающих робототехников. Они будут бороться за право принять участие во всероссийской олимпиаде в Иннополисе, где будет сформирована сборная России для участия в международных соревнованиях World Robot Olympiad, которые пройдут в ноябре 2018 года в Таиланде. Один из организаторов и спонсоров соревнований, заместитель генерального директора АО «Русская кабельная компания» и учредитель ООО «ПК «Робокинетика» Максим Круглов рассказал «РИАМО в Подольске» о предстоящем событии.
Пятилетний вундеркинд из Подольска: «Любимая рыба — парчовый птеригоплихт» >>
– Максим Сергеевич, что такое Иннополис?
– В России в Татарстане в 2012 году основали новый город – Иннополис. Его построили с нуля как центр технологий и развития стартапов – такой своеобразный акселератор. Там расположены одноименные университет и особая экономическая зона.
Руководство Иннополиса имеет соглашение с международным комитетом соревнований World Robot Olympiad и готовит российскую команду для отправки на чемпионат мира по робототехнике. Он дает право на проведение региональных отборочных соревнований Robolymp, затем из победителей региональных этапов в Иннополисе формируется сборная России по робототехнике. Именно там отбираются лучшие ребята, которые впоследствии станут инженерами-робототехниками, основой всех современных и будущих производств и высокотехнологичной экономики.
Знания даром: где и чему можно научиться в Подольске бесплатно >>
– Расскажите о Московской областной робототехнической олимпиаде.
– Последние два года Московская областная робототехническая олимпиада проводилась в наукограде Фрязино при поддержке наукоемких производств и администрации. В этом году решили посмотреть, что могут предложить другие города.
В декабре 2017 года в Доме правительства проходил Кубок губернатора по робототехнике. Там присутствовала депутат Совета депутатов Подольска Ирина Талпа вместе с кружком робототехники сельского дома культуры «Молодежный». Она познакомилась с успешным опытом других муниципалитетов, ей понравился центр «Кванториум» в Королеве, который является эталоном для развития детей в техническом направлении. Талпа познакомилась с представителями Иннополиса в Московской области по проведению соревнований. Они искали новую площадку, и Подольск получил возможность провести олимпиаду на своей территории.
– Эти соревнования важны для Подольска?
– Да. Подольск – большой промышленный город, в котором много предприятий. И им нужны инженеры, ведь они будут создавать новые производства и рабочие места, прибыль от которых будет идти в бюджет города.
У многих инжиниринговых и производственных компаний, с которыми постоянно общаемся, большая проблема: не можем найти квалифицированных инженеров-технологов! Имеющиеся не устраивают по качеству образования, а высококлассные специалисты уже трудоустроены. Зарплата технологов начинается от 100 тысяч рублей – и никого не найдешь! На дефицит кадров жалуются и в других регионах.
В стране недостаток технических специалистов. Юристы, экономисты и менеджеры – это модно, но их дефицита нет.
Нужно учить детей тем профессиям, которые перспективны и будут активно развиваться. Посещение кружков поможет ребенку понять, куда он хочет поступить. Кружки набирают детей с первого класса, когда они заинтересованы и готовы учиться. В пятом классе уже трудно оторвать ребенка от компьютерных игр и телевизора.
Поэтому Торгово-промышленная палата и подольские компании «Русская кабельная компания», «Физприбор», «Робокинетика», «Завод Трансформер» поддержали робототехническую олимпиаду. Собираемся общаться с победителями, помогать с поступлением в вузы и стипендиями, брать на практику. В настоящее время на предприятии «Робокинетика» уже проходят практику студенты из подольского колледжа – занимаются радиоэлектроникой, 3D-принтерами, разбираются в аддитивных технологиях и получают деньги за работу. Мы готовы ждать будущих специалистов пять-восемь лет, так как наши производства развиваются, и для инженеров всегда будут места.
Директор школы № 35 в микрорайоне Кузнечики активно откликнулась на предложение провести олимпиаду на базе этого учебного заведения. Со временем мы можем организовать Кубок главы, например. У нас есть стремление развивать техническое творчество!
Иностранные школьники в Подольске: «Пришлось научиться мыть посуду и полы» >>
– Будет ли на олимпиаде команда из Подольска?
– К сожалению, Подольск не готов выставить свою команду, потому что к соревнованиям такого уровня детей готовят более полугода.
Сейчас в Подольске плохо обстоят дела с техническим дополнительным образованием. Несколько кружков, в том числе сельский в поселке Молодежный, где из 320 человек занимается около 40 детей, – это очень мало. Если в детстве ребята не попробуют себя в техническом творчестве, то в будущем они вряд ли станут инженерами.
Олимпиада нужна для того, чтобы обратиться к директорам школ, администрации, родителям. Нужно организовать обучение педагогов, в том числе студентов старших курсов педвузов, готовить преподавательские курсы.
Мы могли бы стать методическим центром подготовки учителей. Они придут в школы, готовые предоставить площадки для занятия робототехникой. В настоящее время самая популярная платформа – LEGO Mindstorms. Один конструктор стоит 20-30 тысяч рублей, на нем можно выучить несколько человек.
Во Фрязине открыли центр инновационного творчества, выиграв грант на 7 миллионов рублей по федеральной программе. Подольск достоин того, чтобы в нем появился такой же центр и на его основе сформировалась большая методическая база.
Что делать, если ребенка дразнят в школе >>
– Как проходит областная олимпиада?
– Примерно за полгода становится известно задание, техническую задачу которого ребята начинают решать вместе с преподавателем. В итоге команда участвует со своими материалами и запасными частями. Нужно за определенное время собрать робота и написать для него программу, а затем запустить и продемонстрировать его работу. За выполнение различных заданий даются баллы.
В этом году дети 6–8 классов будут состязаться в создании сервисных и промышленных интеллектуальных робототехнических систем, которые могут сортировать посылки. Роботы ребят 9–11 классов будут искать и спасать пострадавших.
В основной категории, задания которой совпадают с теми, что предлагают на Всемирной олимпиаде, ребята 2006–2012 года рождения и младше будут показывать, как решить проблему пищевых отходов и сократить их. Школьники 2003–2005 года рождения покажут решения для точного земледелия. Участники 1999–2002 года рождения представят свои решения по доставке продуктов.
В футбол роботов смогут играть ученики 1999–2008 года рождения. В творческой категории принимаются работы детей 1999–2012 года рождения и младше, которые представят свои решения по теме «Еда имеет значение». Самое зрелищное, конечно, это заезды роботов.
Робототехника – это конструирование, электроника и программирование, и умения во всех этих направлениях ребята покажут на соревнованиях. Победители получат конструкторы LEGO и другие ценные призы.
Физическая школа в Подольске: увлекательные занятия и институт «МИФИ» >>
– Расскажите о программе для учителей.
– Деловая программа с лекторием пройдет для уже состоявшихся преподавателей робототехники и тех, кто только собирается освоить это направление, а также для директоров школ, которые хотят развивать техническое творчество. Эта программа для заинтересованного профессионального сообщества Подольска. На мастер-классах можно будет познакомиться с лучшими практиками региона.
В Подольске в каждой школе должны быть кружки по робототехнике. Маленьких детей нужно учить в нужном направлении, чтобы из них вырастали инженеры, которые после обучения придут работать в Подольск. Средняя цена на обучение в кружках робототехники в Москве – около 5 тысяч рублей в месяц, в Подольске – 3 тысячи рублей, это вполне доступно.
Самое главное: техническое творчество, инженерия – это отличная перспектива для развития детей. Робототехника – это больше, чем просто профессия, это деятельность творца.