Краевед Михаил Некрасов: «В архивах содержатся уникальные сведения»
Изучение и сохранение истории – это важный труд, который невозможно переоценить. Краевед Михаил Некрасов из Климовска рассказал «РИАМО в Подольске» об особенностях работы с историческими документами, своих книгах по истории южного Подмосковья и самых интересных открытиях, которые он сделал в архивах.
Подольский архив: дореволюционные метрические книги и документы НКВД. ФОТО>>
– Как вы стали писателем-историком?
– Я родился в Климовске в 1965 году. Учился в школе №5, закончил 8 классов, поступил в Московский электромеханический техникум. Отучился там, служил в армии два года. После армии с 1984 по 1988 годы работал шлифовщиком в цехе №30 на Климовском штамповочном заводе (КШЗ). Потом по комсомольскому призыву пошел работать в органы внутренних дел в Климовский отдел милиции. Начинал с постового, закончил старшим оперуполномоченным уголовного розыска в звании майора милиции.
Когда 10 лет назад ушел на пенсию, стало много свободного времени. Работу я себе не нашел, и начал заниматься своим детским увлечением – историй. В результате я стал автором более десятка книг.
История нравилась мне с детства, я зачитывался историческими книгами, но представить это своей профессией не мог, шел по пути, выбранному мне родителями. Краеведением занялся в 2007 году, создал серию «История поселений южного Подмосковья». Сегодня презентовали уже девятый выпуск из этой серии.
– Ваши интересы касаются только юга Подмосковья?
– Также я собираю материалы по биографии художника Поленова, членов Абрамцевского художественного кружка, сотрудничаю с музеем «Абрамцево». Подготовил книгу «Мамонтовы: начало династии», которая находится в типографии и готовится к изданию. Она посвящена предкам Саввы Ивановича Мамонтова – знаменитого мецената и предпринимателя, строителя железных дорог. Готовлю еще две книги – по его биографии и по биографии его жены Елизаветы Григорьевны.
– Сейчас вы работаете над историей Подольска и его окрестностей?
– Да, одновременно продолжаю собирать материал о родном Подольском крае, по истории местных храмов. В Подольске было два основных храма – Троицкий собор и Воскресенская церковь, и я собираюсь в следующем году издать книгу, посвященную их истории. Также продолжаю искать материалы про город Климовск и по истории храмов, которые находятся на территории Большого Подольска.
Директор музея в Ивановском: про «реанимацию» усадьбы и юбилей Закревского>>
– Расскажите о своих первых книгах.
– Первая книга была «История села Молоди». Поселение расположено в Чеховском районе, который тоже относится к южному Подмосковью. У меня был знакомый там, и мы вместе начали собирать материалы по истории Молодинского сражения. Оно произошло в 50 верстах южнее Москвы в 1572 году, при Иване Грозном. Тогда русские войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина разгромили превосходящую по численности армию крымского хана Девлета I Гирея с турецкими и ногайскими отрядами.
Второй книгой была посвящена истории города Климовска в двух частях, вторая вышла позже. Третья – история села Троицкого-Ордынского в Чеховском районе. Также я писал об истории поселка Львовский, села Валищево, села Матвеевское и их окрестностей.
– Что привлекает вас в работе?
– Практически каждый день за исключением выходных я работаю в архивах, собираю материалы на различные темы – как по истории Подольского края, так и по истории рода Мамонтовых, Поленовых. Это моя жизнь, я без этого уже не могу. Чем-то другим заниматься мне уже просто не интересно. Мне очень интересно со старых архивных страниц получать сведения, о которых еще никто не знает.
– Расскажите о самых интересных открытиях.
– Сейчас я продолжаю собирать материал по истории подольских храмов. Специально в интернете смотрел – о Подольском обществе хоругвеносцев нигде не написано. Я нашел свидетельства существования такого общества при Троицком соборе в конце XIX – начале XX веков. Туда входили прихожане, которые на церковных праздниках и мероприятиях, во время крестного хода носили хоругви. Пронести их дозволялось далеко не каждому, это считалось большой честью. Общество просуществовало до 1917 года. Это станет одной из тем книги, которая будет посвящена истории Троицкого собора и Воскресенского храма.
Также на территории Подольска находилось три церкви, которых сейчас уже не существует. Например, в селе Добрятино церковь была упразднена в XVI веке – ее перенесли в деревню Подол, после чего Подол стал селом.
На территории музея «Ивановское» было одновременное село, там тоже была церковь, построенная в конце XVI века. Она прекратила свое существование в начале XIX века. Потом граф Закревский восстановил эту церковь, но в своей усадьбе, и она приобрела статус домовой.
Село Рождествено-Прудки находилось в районе современного микрорайона Шепчинки. Там была своя церковь, ее тоже упразднили. При Екатерине II была проведена секуляризация монастырей и церквей, так как их было слишком много. Императрица по чьему-то совету решила сократить число монастырей и церквей. Дело в том, что в XVIII-XIX веках все храмы содержались на средства прихожан – помещиков и крестьян. Государство и Священный Синод не только не помогали им, но и брали с них дань в казну Синода. Поэтому там, где были маленькие приходы, церквям становилось не на что существовать. Церкви сокращали, а приходы передавали близлежащим храмам.
Например, Коледино и Бережки. Какое-то время в Бережках была церковь, но потом там стало мало жителей, помещик был в отъезде и не помогал храму. Бережковскую церковь закрыли, а прихожане стали ходить в село Коледино. Интересный факт: закрытая деревянная церковь простояла до 1930-х годов, об этом я написал в своей новой книге «История Троицкого храма села Коледино и его прихода».
Следователь Тенгиз Месхия: о сложных делах и «криминальном лице» Подольска>>
– Чем интересна ваша новая книга?
– «История Троицкого храма села Коледино и его прихода» – эта девятая книга в серии «История поселений Южного Подмосковья». Она рассказывает о жизни деревни Коледино и деревни Юшино, которую сейчас стали называть поселок МИС.
Над сбором архивного материала о Троицком храме села Коледино и его приходах работали три человека – я, Михаил Морозов и матушка Татьяна Мельник.
Книга рассказывает о храме, который впервые был упомянут в начале XVII века. Тогда это была деревянная бревенчатая церковь, в которую ходили жители села. В приход входило несколько поселений – деревня Шепчинки, которая сейчас в составе Подольска, деревня Поливаново, находящаяся на территории современного Домодедово, сельцо Юшино, которое сейчас называется поселок МИС.
О деревне Климовка было рассказано ранее, поэтому в книге о ней ничего не говорится, хотя она и входила в приход храма. Село Бережки до начала XVIII века своей церкви не имело, затем ее построили, и она просуществовала до начала XIX века. Какое-то время жители ходили в свою церковь, а когда ее упразднили, они снова стали прихожанами храма в Коледине.
В моей книге в качестве иллюстрации есть прошение о постройке в селе Коледино каменного храма. Его возвели в 1820 году, а освятили в 1822 году. Книга написана на основе архивных материалов и немного суховата, но факты полностью достоверны. Я работал над историй храма с момента его первого упоминания до его закрытия, до 1930-х годов. Матушка Татьяна как непосредственная участница описала историю восстановления этого храма.
– Что вас удивило при работе с архивами?
– В начале XIX века в старом деревянном храме произошло венчание помещиков – князя Вяземского и правнучки историка Татищева. Жених приходился родственником Вяземскому, который жил в Остафьеве. Вполне возможно, что на венчании присутствовал и Петр Андреевич Вяземский – поэт и друг Пушкина. Казалось бы, простой деревенский храм, а богатые помещики с известными фамилиями почему-то решили венчаться именно в нем. Причем находился он не там, где стоит сейчас, а где-то в середине деревни. На карте место не сохранилось, точно установить его не удалось.
В XVII веке в селе Коледино было две деревянные церкви. Первая – Андрея Стратилата, вторая – Троицкая. Я предполагаю, что Троицкая церковь была перенесена из деревни Поливаново в село Троицкое, а потом в Коледино, так как не было ни служителя, ни священника. Коледино тоже было небольшой деревней, там жило около 100 человек, в основном крепостные крестьяне. Потом церковь Андрея Стратилата убрали, и остался только Троицкий храм.
Предположительно, храм в Коледино был построен по проекту знаменитого Доменико Жилярди. Как правило, архитекторы, по чьим проектам строили церкви, приезжали проверять ход работ. Вполне возможно, что Жилярди посетил Коледино.
Наталия Солженицына: о Подольске, литературе и патриотизме>>
– Где можно найти ваши книги?
– Я живу в Климовске, сотрудничаю с историко-краеведческим музеем, они идут навстречу и устраивают презентации. Когда я выпустил две книги о Поленовых, их презентации прошли в Москве. Сейчас выходит книга о Мамонтовых, они также будут презентоваться в Москве и музее Абрамцево. Их можно найти в центральных московских библиотеках, в Климовском краеведческом музее. Можно почитать книги в читальном зале библиотеки, также они продаются в книжных магазинах города.
– Вы испытываете трудности с изданием и распространением книг?
– Книги издаются на личные средства авторов. Я не пользуюсь льготами администрации, издаю сам. В этом году я впервые подал заявку на премию губернатора Московской Андрея Воробьева «Наше Подмосковье» – отправил три книги про Климовск, поселок Львовский и село Валищево. Надеюсь, что их оценят. А еще при выпуске книги «История Троицкого храма села Коледино и его прихода» мне сделали скидку в Подольской типографии. Так что как-то выживаем.