Кинолог Алексей Тришин: о собаках‑полицейских и раскрытии сложных дел
День кинолога отмечается 21 июня. В этот день в 1909 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России питомник полицейских сыскных собак. Начальник центра кинологической службы в Подольске майор полиции Алексей Тришин рассказал корреспонденту «РИАМО в Подольске», каково работать с четвероногим напарником, как проходит обучение служебных собак, и как они помогают раскрывать преступления.
– Алексей Михайлович, почему вы начали заниматься кинологией?
– Собаки были в моей жизни столько, сколько себя помню. Когда я родился, у нас в доме уже был пес. Подростком я завел себе стаффордширского терьера – подобрал с улицы. Существо добрее трудно представить, хотя это очень серьезная порода.
Я служу в органах внутренних дел с 1999 года, служить пошел по предложению своего отца, который до пенсии работал оперуполномоченным. Начинал в патрульно-постовой службе, впоследствии по совету сослуживцев стал кинологом, оттуда перешел в уголовный розыск младшим инспектором-кинологом, затем продолжил службу в кинологическом центре. Так что в кинологии я уже 16 лет.
– Как появилась кинологическая служба в Подольске?
– В 2001 году приобрели первую собаку породы восточно-европейская овчарка по кличке Дик, затем еще три немецких овчарки. В 2011 году был создан центр кинологической службы. В настоящее время в подольском центре содержится 29 служебных собак. Есть немецкие и бельгийские овчарки, лабрадоры. Их воспитанием занимаются 19 сотрудников центра.
Часть наших собак еще только готовится к работе – у нас два щенка, несколько подрощенных собак планируем отправить на обучение. На розыске людей специализируются девять собак, на поиске взрывчатки – семь, на наркотиках – четыре. Еще две собаки готовятся по наркотикам, одна на обучении в Ростовской школе служебного собаководства вместе с кинологом, другая проходит обучение в областном ЦКС в Рузе.
– Что входит в обязанности ваших сотрудников?
– Кинологи несут круглосуточное дежурство в следственно-оперативных группах, выезжают на места происшествий для поиска вещественных доказательств, розыска преступников. Они помогают обнаружить наркотические, психотропные, взрывчатые вещества, взрывные устройства, а также тайники со взрывчаткой, оружием, боеприпасами.
Работа кинологов особенно актуальна во время проведения массовых мероприятий с большим скоплением людей. Наши собаки не только ищут преступников и раскрывают сложные преступления, они еще помогают найти потерявшихся людей.
– Кого берут в кинологи?
– Когда кандидат приходит к нам, достаточно выпустить молодого щенка и посмотреть на его реакцию. Если человек не любит собак, то не сможет их воспитывать. Только любящий хозяин придет в свой выходной проведать «коллегу».
К нам можно прийти со своей собакой, но она должна быть не старше 3 лет, иначе мы не сможем отправить ее на обучение. Наши будущие сотрудники должны быть готовы к тому, что может потребоваться провести до полугода в Ростовской или Уфимской школе служебного собаководства, обучая подопечных. Кроме того, бывают и командировки – наши ребята по полгода жили в Сочи во время Олимпиады, бывали на Северном Кавказе, в Дагестане.
Кстати, девушек мы не освобождаем от командировок. Сейчас в центре работают шесть женщин. Они ценят в своих питомцах верность, храбрость, бесстрашие. Все кинологи знают: четвероногий напарник никогда не струсит, не «сдаст назад», пойдет в любую атаку – лишь бы хозяин остался цел.
– Что привлекает полицейских в работе с собаками?
– Каждому человеку хочется видеть результаты своего труда. Когда занимаешься с животным, видишь, как оно прогрессирует, начинает показывать результаты на соревнованиях и в жизни, помогает раскрывать преступления, находить без вести пропавших людей. От этого получаешь моральное удовлетворение. Любовь к животным тоже играет свою роль.
– Как строится сотрудничество людей и собак?
– За некоторыми опытными сотрудниками центра закреплено до трех собак. Это достаточно серьезная нагрузка, так как весь уход возложен именно на кинолога. Во время проверок смотрят не только на то, как используют собаку в местах происшествий, но и проверяют ее состояние, ее вольер и амуницию. Если что-то не в порядке, то можно получить выговор.
При распределении собак между сотрудниками мы обращаем внимание на темперамент. Если кинолог активный, то за ним закрепляем спокойную собаку, и наоборот. Тогда они будут дополнять друг друга и работать в унисон.
– Как к вам попадают собаки?
– Раньше собак можно было брать только двухмесячными щенками в Центральной кинологической службе через центральное ГУВД Московской области. По новым методическим рекомендациям мы можем закупать собак в возрасте от полугода до трех лет за счет федерального бюджета в клубах заводчиков. Поэтому мы ищем рабочих полуобученных собак, проводим среди них тестирование на прочность нервной системы и закупаем. По породам ограничений нет – лишь бы работали хорошо.
Сейчас отбор собак в полицию можно сравнить с отбором космонавтов: к ним предъявляются очень серьезные требования. К полугоду жизни собака должна быть социализирована, не кидаться на каждого встречного прохожего, а также проявлять интерес к предметам. Если к собаке подошел посторонний человек, она должна спокойно обнюхать его и понять, кто это. Не должна бояться громких шумов, сильных раздражителей, непонятных предметов – например, воздушного шарика или человека, одетого в белую простыню. Нам нужны собаки, с интересом изучающие окружающий мир, любящие играть и общаться с людьми. Также служебная собака должна обладать крепкой мускулатурой.
Первый тест на 80% показывает, пригодна ли собака к обучению. Если она проявляет агрессию, то ее можно взять, но нужно будет контролировать. А если трусит и убегает, то с ней ничего нельзя сделать. В лучшем случае из сотни животных нам могут подойти 1-2 щенка, потому что цель заводчиков – воспроизводить не рабочее поголовье, а красивых выставочных собак.
– Расскажите о случаях из практики.
– Для каждого кинолога его собака – самая лучшая и самая умная. Какие-то занимают места на соревнованиях, какие-то нет, но все они работают замечательно. Например, недавно человек получил ножевое ранение на улице, собака привела в общежитие, где скрывался предполагаемый преступник. Она не занимала мест на соревнованиях, но отлично сработала. Другой случай: расследовали кражу, пустили собаку по следу, и она обнаружила маленькую бумажку. Оказалось – техталон, по которому нашли владельца и его подельников.
В 2014 году сотрудник выехал на убийство – на привокзальной площади зарезали мужчину. На месте происшествия собака прошла через дворы и зашла на строящийся объект. Там сидели три человека и распивали спиртные напитки. Собака показала на одного из них. Кинолог попросил их пройти с ним, сопроводил с собакой до машины. Один из них оказался убийцей. Таких случаев достаточно.
– Алексей Михайлович, сколько собак вы воспитали за время службы?
– К сожалению, собаки живут не так долго, как хотелось бы. После того, как они завершают свою службу в полиции, кинологи, как правило, забирают их домой, где они становятся настоящими членами семьи. Поэтому так сложно переживать их уход. Со мной работали две собаки, с третьей я занимаюсь сейчас.
Моя первая и самая любимая восточно-европейская овчарка по кличке Дик отработала со мной 11 лет, на ее счету много раскрытых преступлений. Дик работал просто изумительно! Он был красавцем – большой, мощный. Это был верный защитник на службе и дома.
Однажды мы с ним раскрыли преступление на территории Климовска. В подъезде дома был найден мужчина с ножевыми ранениями. Собака взяла след, поднялась на второй этаж и остановилась возле двери. Там находился человек, у которого в куртке нашли завернутый нож, которым он нанес потерпевшему ранения.
Дик хорошо работал и по дачным кражам. Как-то от одних домов он прошел к другим через лес и остановился, там сотрудники уголовного розыска нашли похищенное. Однажды Дик отыскал дедушку с больным сердцем, который пошел в лес за грибами и заблудился. Собака спасла его.
– С какой собакой вы работаете сейчас?
– С немецкой овчаркой по имени Урса, ей 6 лет, она специализируется на поиске взрывчатых веществ. На ее счету много отлично выполненных заданий. Например, недавно нам сообщили о подозрительном предмете – железной болванке. Мы выехали, собака обозначила, что в ней есть взрывчатое вещество. Приехавшие саперы выяснили, что это противопехотная мина. Вот такой «след войны» нашли строители недалеко от деревни Быковка.
– У вас дома тоже живут собаки?
– Да, у меня восточно-европейская овчарка Яша, которой полтора года. Люблю больших собак! Второй мой питомец – небольшой джек-рассел-терьер по кличке Джек. Однажды я возвращался домой и увидел, как он метался по скоростной трассе между автомобилями. То ли бросили, то ли потерялся. Забрал его, пока под машину не попал. Искал хозяев по интернету, но не нашел. Так что Джек живет у нас уже третий год. В этой маленькой собачке просто масса энергии!
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Люблю гулять с собаками и ходить в спортзал, стараюсь больше времени проводить с дочерьми – 14-летней Анастасией и 6-летней Евгенией. Они тоже с самого детства ладят с собаками. Отпуск проводим всей семьей – едем на дачу или путешествуем по стране.
– Как вы отметите День кинолога?
– На работе, ведь в этот день у меня служба. Может быть, в выходные удастся собраться с сотрудниками центра. Поздравляю коллег со 107-летием создания кинологической службы МВД России! Желаю кинологам и их помощникам побольше здоровья, удачи в их нелегком труде и семейного благополучия!