Учитель из топ‑100 педагогов Подмосковья – про «дистанционку», историю и детский радикализм
Учитель истории в гимназии имени Подольских курсантов микрорайона Климовск Наталья Сочнева в этом году вошла в рейтинг 100 лучших педагогов Московской области. О том, зачем современным детям нужна история, чем может заинтересовать поколение гаджетов крестьянский быт и как отвечать на радикальные высказывания школьников, Наталья Александровна рассказала в интервью порталу «РИАМО в Подольске».
- Наталья Александровна, расскажите, почему обучение у вас строится именно через этнографический музей? И как вообще он появился в школе?
- Более десятка лет назад мой ученик, сын Станислав, принес в класс духовой утюг. Это вызвало такой неподдельный интерес у детей, что я решила знакомить их и с другими предметами быта крестьян. Что-то мне досталось от моей бабушки, много в музей принесли ученики, их родители и родственники. В итоге получилась уникальная коллекция предметов быта практически со всей России.
Когда мы с ребятами рассматриваем, например, антикварную мебель, сделанную без единого гвоздя, или вязанные покрывала, я объясняю, сколько труда, знаний и желания требуется для того, чтобы создать такую красоту. Провожу аналогии с сегодняшним днем – трудолюбие, профессионализм и честность и в наши дни являются ценными человеческими качествами.
Новые предметы для музея я также привожу из поездок по деревням и городам России. Мы смотрим, как они повлияли на быт, речь и мировоззрение русских людей. Например, из Коломны вместе с ребятами мы привезли настоящие калачи.
Разобрали поговорки – что значит «тертый калач», откуда пошло выражение «дойти до ручки», чем отличается от калача крендель и с каким человеком проводят такую аналогию.
Здесь же у нас представлены орудия труда, которые использовались для добывания муки из пшеницы и выпекания хлеба. Они дают понять, насколько это была тяжелая работа и что дал людям прогресс.
- Какой стаж у вас как у учителя истории?
- Можно сказать, что в 2020 году я в 40-й раз пошла в школу. По специальности я – учитель истории и обществоведения, так что в советское время преподавала оба этих предмета. В начале 90-х годов стала актуальной экономика. Я только вышла на работу после декрета, и мне директор предложила пройти курсы повышения квалификации по этому направлению, после чего одной из первых в городе я вела этот предмет с 1993 по 2017 год.
В 90-е годы для выпускных классов это было очень актуально – экономистов не хватало, и мы создали специализированные классы. Многие ребята после школы поступили на экономические факультеты.
В 2020 году ко мне пришла выпускница, подвела своих мальчиков-двойняшек и сказала: «Это Наталья Александровна, она у меня преподавала экономику. А кем ваша мама работает?». И они хором крикнули: «Экономистом!» Было очень приятно.
С 2017 года я преподаю только историю, это мое желание. Вообще, в каждом выпуске у меня есть ребята, которые поступают на исторические факультеты и становятся учителями. Считаю, что это заслуга их в первую очередь – меня можно слушать и слышать, но нужна обратная связь, самостоятельная работа и подготовка.
- Чем, на ваш взгляд, отличается современное поколение детей?
- Ничем, кроме того, что они не читают книги, а гаджеты занимают почти все их свободное время. Когда меня спрашивают, почему я предпочитаю печатные книги электронным, то отвечаю, что в них есть душа. За более чем 40 лет педагогического стажа становится видна разница на уровне культурологии.
Ребята не знают, например, для чего нужны большинство предметов, которыми пользовались еще моя мама и бабушка.
Мои дети заняли сначала первое место в области с проектом «Как стирали и гладили белье в XX веке», а затем третье место по России в конкурсе Федерального агентства по образованию. Второе место в области по теме «Крестьянский быт».
К сожалению, я могу уже только на словах рассказать, например, что такое парное молоко. А такое понятие встречается в стихотворениях последнего певца русской деревни Сергея Есенина. Зато благодаря нашему музею дети могут увидеть многие другие предметы быта, которые упоминаются в его творчестве.
- А вам приходится объяснять ребятам, зачем нужно изучать историю?
- И в шутку, и всерьез я им обычно говорю – вот лет через пять вам придется в обществе поддерживать диалог с серьезными и нужными людьми, вести беседы. Как вы будете отстаивать свои взгляды, если не можете оперировать даже общеизвестными фактами из истории, не знаете дат и событий. У нас с ребятами на этой почве даже дискуссионные клубы могут собираться – порой очень горячие споры ведутся и о политике, и в целом о событиях в мире. Так они учатся основам ведения диалога.
- Как вы думаете, современные школьники должны разбираться в политике? И что важнее – политика или патриотизм?
- Обычно я говорю ребятам, что политический строй меняется, и можно по-разному относиться к идеологии, представителям власти. Но любовь к своей стране – это базис, основа всего. Патриотизм является главным условием жизнеспособности любого государства, объединяющей силой, способствующей духовному единению народа.
Мои ученики могут чего-то не знать или не понимать тот или иной предмет, это не страшно. Но они не могут не быть хорошими людьми, потому что нам всем вместе придется жить дальше.
Именно молодежь будет строить будущее страны, а для этого надо знать, из чего, как и почему появилось то, что есть.
- Возникают ли у вас споры из-за склонности подростков к радикальным взглядам на ситуацию в стране?
- Бывает. Тогда я предлагаю посмотреть на ситуацию с другой стороны – а что, если президент не очень доволен тем, что у него такой народ, и хотел бы, чтобы он стал более трудолюбивым, чистоплотным? А как они собираются в дальнейшем быть высокооплачиваемыми и востребованными профессионалами не только в России, но и за границей, если не могут усвоить школьную программу? Предлагаю вместе подумать, кто же засоряет улицы города и лес на Весенней, из которого мы каждый год выносим столько мешков мусора.
Если речь идет о коррупции, то прошу вспомнить, что говорят их близкие, когда нарушают правила дорожного движения и их останавливают сотрудники полиции. Привожу в пример ту же Германию, где действует гораздо более жесткая система штрафов за нарушение любых правил дорожного движения и порядка. И предлагаю честно ответить, а смогли бы они там продержаться.
В итоге многие дети соглашаются: для того, чтобы жить лучше, нужно начинать с себя.
- Какие планы у вас на ближайший учебный год по развитию музея?
- Музейные экспонаты должны стать ближе к детям. Поэтому мы планируем прямо в школьных коридорах или рекреации создать новые экспозиции. Они будут посвящены быту крестьян – отдельно женскому, с макетом печи, настоящей утварью и рукоделием, и мужскому – с инструментами, орудиями труда и музыкальными инструментами. Скорее всего, они будут соседствовать с инсталляциями, посвященными военному времени. То есть будет такой символический переход от трудовых будней мирной крестьянской жизни ко все разрушающей войне.
- Какие коррективы внесла пандемия в учебный процесс?
- Дистанционное обучение занимает у учителя больше времени, чем обычные уроки. Но у меня нет негатива – это необходимо, чтобы дети были здоровы. Другое дело, если речь идет о переходе на дистанционное обучение полностью. В этом случае воспитательный аспект нивелируется. Из отношений уйдет душевность, останется лишь функциональность.
Когда дети рядом, мы живем их жизнью, понимаем, что творится в их душах, и можем помочь – иногда словом, иногда делом. Не всегда они могут быть так откровенны с родителями, как с педагогом, которому доверяют. Умение выстраивать отношения – это тоже ценный жизненный опыт.