ср, 07 декабря, 00:58
-9°C
В Подольске
Следи за жизнью в городе

Министр образования: Все школы Подмосковья готовы к 1 сентября

Новый учебный год - это новые задачи и для школ, и для учеников, и для властей. Количество первоклассников в Подмосковье в учебном году 2015-2016 значительно увеличилось. Как подготовились к 1 сентября школы региона, сколько новых учебных заведений откроют двери 1 сентября, какие новые предметы ждут школьников, как решается проблема второй смены и безопасности в школах, а также как развивается программа электронных дневников, в интервью РИАМО рассказала министр образования Московской области Марина Захарова.

- Марина Борисовна, традиционный вопрос, сколько первоклассников придут в школы Подмосковья 1 сентября?

- В этом году мы ждем за партами 82,5 тысячи первоклассников. Это почти на 8,5 тысяч человек больше, чем в прошлом году.

- Все учебные заведения готовы к приему учеников?

- Муниципальных школ у нас 1372, а также 93 частные школы. На территории Московской области есть государственные школы, есть ведомственные, коррекционные школы, есть вечерние, вечерние сменные. Самое большое количество детей учится в дневных общеобразовательных школах, их 1372. Все образовательные организации Подмосковья встретят школьников и студентов подготовленными.

Двери для школьников 1 сентября откроют и новые школы: две школы в Балашихе, две школы в Щелкове, школа и пристройка к школе в Красногорске. Сразу две школы после реконструкции будут открыты в деревне Марусино городского поселения Красково Люберецкого района. Таким образом, в День знаний в Подмосковье появится более 5 тысяч новых ученических мест.

- Сколько средств выделено на подготовку школ к учебному году?

- Из федерального, областного и муниципальных бюджетов на подготовку школ к новому 2015-2016 учебному году выделено более 8 миллиардов рублей. Бюджетные средства направлены на противопожарные, антитеррористические и санитарно-эпидемиологические мероприятия, а также на ремонт и реконструкцию школ. В частности, более 500 миллионов рублей из областного бюджета будет направлено на ремонтные работы, на приобретение оборудования.

- Как пройдет празднование Дня знаний в Подмосковье?

- У нас есть обращение уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова провести 1 сентября под девизом «Я талантлив!». Уроки, которые пройдут 1 сентября, посвящены именно этой теме - талантам, которые есть в наших детях. Ведь каждый ребенок по-своему талантлив, уникален. И задача взрослых - увидеть талант в ребенке и помочь ему. Таланту нужно помогать!

- Сколько в среднем стоит собрать ребенка в школу в этом году? 

- Учебники на сегодняшний день в школах закуплены полностью. В 2015 году на эти цели израсходовано более 1,4 миллиарда рублей за счет области. Но ведь это далеко не все. Если брать портфель, в нем должны быть тетради, ручки, сменная обувь, а также спортивный костюм, спортивная обувь и школьная одежда. Самые большие расходы – на одежду. Я считаю, что детская одежда не должна стоить столько же, сколько для взрослых, ведь ребенок растет. У фабрик, которые выпускают одежду для детей, должен быть очень четкий ГОСТ. Если депутаты или общественные организации выступят с подобными инициативами, мы их поддержим.

- Марина Борисовна, какие новинки появятся в школах в новом учебном году? 

- С 1 сентября 2015 года в Подмосковье в тестовом режиме будет запущена единая система учета успехов школьников. Этот проект реализуется в Подмосковье на условиях государственно-частного партнерства. Со стороны регионального правительства его курируют министерство образования и министерство государственного управления, информационных технологий и связи. Частным инвестором является компания «Ростелеком», выигравшая в ходе конкурса.

Планируется, что единая система учета успехов школьников будет представлять собой базу, связанную с целым рядом современных сервисов – например, электронными дневниками и журналами. Любой родитель благодаря этому нововведению сможет узнать, пришел ли его ребенок сегодня в школу или нет. В свою очередь, работники сферы образования получат возможность сводить статистические и аналитические данные для планирования профильных мероприятий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Кроме того, эта система уже с 1 февраля следующего года сможет предоставлять услугу электронной записи в школы Подмосковья.

Аналогичный сервис сегодня существует для детских садов, и он очень востребован родителями дошколят. Мы хотим, чтобы она заработала уже с 1 сентября, но это будет пробный вариант. Нам понадобится несколько недель, чтобы все это запустить, увидеть, какие есть неточности, чтобы система заработала.

- Оправдывает ли себя система электронных дневников и журналов в школах? 

- Мы хотим исключить бумажные носители, чтобы учитель дважды не делал одну и ту же работу. Определенное время мы обязаны хранить архивные документы на бумажных носителях. Допустим, страницы из журналов, чтобы можно было восстановить аттестат, если он будет утерян. Разные ситуации бывают. Приходят люди, которые окончили школу в 40-30-е годы, и мы обязаны аттестат восстанавливать.

Сейчас единая информационная система учета и мониторинга образовательных достижений учащихся общеобразовательных организаций Московской области проходит аттестацию по информационной безопасности. Система установлена в Центре обработки данных областного Правительства. Производится финальная настройка под потребности и специфику системы образования региона. Будет проведено обучение работе с системой и выданы доступы для школ. Однако нужно учесть, что перспектива отказа от использования бумажных дневников и журналов во многом зависит от готовности и желания участников образовательного процесса - педагогов, самих школьников и их родителей. По мере готовности людей и учреждений бумажные дневники будут ухолить в прошлое.

- Планируется ли включить в учебную программу новые предметы в этом году? Ожидаются ли изменения в системе школьного образования?

- Есть такой предмет - «Духовное краеведение Подмосковья», но он не новый. Мы его вводили как региональный компонент на второй ступени обучения, то есть в 5-9 классах. Теперь он появляется и на начальной ступени школы. Но вообще, это право образовательного учреждения - вводить или не вводить его. Что касается здорового образа жизни (ЗОЖ), то у нас реализуется целый ряд проектов, в том числе проект, инициированный трехкратной олимпийской чемпионкой, десятикратной чемпионкой мира, депутатом Госдумы РФ Ириной Родниной, по развитию школьных спортивных клубов.

- Губернатор не раз заявлял о необходимости ликвидации второй смены в школах. Насколько Московская область продвинулась в этом вопросе? 

- Мы пока можем говорить только о прогнозных показателях. По нашим подсчетам, это будет порядка 58 тысяч детей. Количество детей, обучающихся во вторую смену, в подмосковных школах по нашим прогнозам сократится с 11,2% до 8,4% на 1 сентября 2015 года. Вводятся новые школьные здания, более 2 тысяч дополнительных мест будет создано в результате рационального использования помещений школ и ресурсов системы образования. Областной бюджет на образование увеличен на 5 миллиардов рублей для решения вопроса ликвидации второй смены за счет перераспределения средств на транспортные расходы. Более 500 миллионов рублей из областного бюджета направлено на ремонтные работы 11 первоочередных объектов в Озерах, Ивантеевке, Орехово-Зуеве, Павловском Посаде, Раменском и Рузском районах, Королеве, Сергиевом Посаде, Серпухове, Шаховском и Щелковском районах, что позволит решить там проблему второй смены.

- Есть ли в области нехватка педагогов? Какие предметы остаются незакрытыми?

- Сегодня в Подмосковье наиболее востребованные профессии – учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, математики и иностранного языка. Нехватка учителей начальных классов - 19%, математика – 18%, русский язык - 14%. Мы работаем над тем, чтобы нужные кадры приходили в школу. По муниципальным образованиям потребность в кадрах распределяется довольно равномерно, мы не можем говорить, что в каких-то районах и городах проблема стоит остро.

- А как обстоят дела с молодыми специалистами?

- В 2014 году в подмосковные школы пришло 850 молодых специалистов, в этом году мы ожидаем столько же и хотим, чтобы они оставались работать в школах, потому что самое сложное – это первые два года, когда молодой учитель знакомится и с детьми, и с коллективом учителей, и с родителями.

- А какие изменения ожидаются в сфере среднего профессионального образования?

- Одно из приоритетных направлений развития профессионального образования — участие в федеральном проекте по развитию дуального обучения, то есть обучение, сочетающее учебу в образовательной организации с производственной деятельностью на предприятии. В 2014-2015 учебном году в проекте участвовало девять образовательных учреждений и 11 предприятий, 631 студент проходил обучение, количество наставников на предприятиях составило 267 человек, расходы предприятий на организацию обучения - 34,7 миллиона рублей.

Ориентирование на рынок труда дает результат: уже сегодня 56% выпускников колледжей и техникумов Подмосковья имеют предложения по трудоустройству. Московская область занимает ведущие позиции в рейтинге участия субъектов РФ в движении WorldSkillsRussia. По итогам финала III Национального чемпионата профессионального мастерства Worldskills Russia-2015 пять наших представителей стали победителями чемпионата, 11 юношей и девушек заняли вторые места и двое — третьи места. Они представляют 11 учреждений среднего профессионального образования Московской области.

Недавно в Бразильском городе Сан-Паулу завершился 43 мировой чемпионат по профессиональному мастерству Worldskills Competition-2015. Соревнования проводились по 50 компетенциям, в них участвовали 1200 молодых профессионалов рабочих специальностей из 59 стран мира. Команда России принимала участие в 29 конкурсных компетенциях и показала хорошие результаты. В число 32-х участников Национальной Сборной Worldskills Russia вошли 4 представителя Московской области, которые боролись за победу в 3-х компетенциях: «веб-дизайн», «мобильная робототехника», «сантехника и отопление».

Впервые на Мировом Чемпионате Россия представляла презентационную компетенцию «Обслуживание на воздушном транспорте», которая была подготовлена Московской областью!

Наилучшие результаты из представителей Московской области в сборной России показал Зимин Артём, студент Орехово-Зуевского промышленно-экономического колледжа имени Саввы Морозова, набравший 490 баллов в компетенции «веб-дизайн» (что на 14 баллов превышает средний бал участников нашей сборной). Завоевать медаль Артёму не удалось, но в напряженной борьбе он обошёл участников из Франции, Швеции, Соединённых штатов Америки, Норвегии, Испании, Португалии и других стран.

Впереди у наших ребят еще немало национальных и мировых чемпионатов профессионального мастерства, с каждым годом уровень наших профессионалов становится более высоким.

- Что качается вопроса безопасности в школах, везде ли стоят видеокамеры? 

- Из 1372 школ видеокамерами оснащены более 80%, то есть 1060 школ. У нас видеонаблюдение стало распространяться не так давно в общеобразовательных учреждениях. Нужно ведь не только установить оборудование, но и обеспечить, чтобы оно все время было в рабочей фазе, его нужно обслуживать. Есть два направления работы системы видеонаблюдения – внутреннее и внешнее. Первоначально стояла задача обеспечить внешнее наблюдение, в плане антитеррористической защищенности образовательного учреждения. А там, где позволяли финансы, установлено и внутреннее. В школах, где пункты проведения экзаменов, в обязательном порядке установлены внутренние видеокамеры. Но мы не сторонники того, чтобы во время образовательного процесса все снималось на камеру.  

- Какие еще меры безопасности в школах предусмотрены?

- В первую очередь, это ограждение школьных территорий, далее – видеонаблюдение, третье - пропускная система, она  организована во всех школах. В некоторых школах при входе устанавливают турникеты, причем системы пользования турникетами разная. Пока таких школ в области нет (школ с турникетами – ред.) Все будет зависеть от объемов финансирования. С одной стороны, турникет - это хорошо, с другой стороны, вход – это и путь эвакуации, поэтому турникет должен быть таким, чтобы и при выходе во время ЧС он не создавал препятствий.

- Как идет психологическая работа в школах? Проводится ли проверка учеников на наркотики? 

У нас есть два вида тестирования школьников и обучающихся. Во-первых, это социально-психологическое тестирование, задачей которого является выявление обучающихся «группы риска», требующих пристального внимания со стороны педагогов и психологов. В 2014-2015 учебном году в нем приняли участие 99 479 человек, в том числе 26 тысяч 714 обучающихся государственных профессиональных организаций Московской области и 72 тысячи 765 школьников. В образовательных организациях, где по итогам социально-психологического тестирования было наибольшее количество детей, вошедших в «группу риска», состоялось добровольное диагностическое обследование обучающихся с целью выявления потребителей наркотических веществ в рамках медицинских осмотров, в котором приняли участие 68 913 обучающихся 8-11 классов муниципальных общеобразовательных организаций, а также государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Обследование является добровольным, так как обучающиеся достигшие возраста 15 лет, и родители обучающихся, не достигших возраста 15 лет, дают информированное добровольное согласие на участие в обследовании.

Но хочу отметить, что обследование не является анонимным для врачей. Врачи-наркологи имеют возможность оказать помощь обучающимся, употребляющим наркотики, выявленным при прохождении обследования. Они проводят индивидуальную работу непосредственно с ребенком и его родителями при их согласии. В образовательные организации поступают только сведения о количестве обучающихся, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Информация  об  этих обучающихся является  конфиденциальной и не доводится до сведения сотрудников образовательной организации.

- Сколько всего психологов в школах работает?

- У нас в подмосковных школах работают 1,2 тысячи психологов. Но всего один психолог на 1,1 тысячи детей, а родителей в два раза больше, то есть это большой объем работы.  Их обязанность — оказывать психологическую помощь школьникам, но и с родителями они, конечно, работают, принимая участие в родительских собраниях, собеседованиях. Хочу отметить, у нас очень хорошие психологи, что подтверждается результатами участия во Всероссийском конкурсе «Школьный психолог».

- Планируется ли проверять педагогов на адекватность?

- Это очень непростой вопрос. В любой специальности могут случаться негативные ситуации, по закону учитель обязан предоставлять справку медосмотра, а также справку о судимости. В законодательстве прописан ряд статей, если человек был лишен свободы, отбывал наказание, то он не может работать в школе не только учителем, но даже младшим обслуживающим персоналом.

До нового учебного года остается уже немного времени, поэтому хотелось бы всех школьников и студентов, учителей и родителей Подмосковья поздравить с началом нового учебного года. Этот праздник не случайно называется Днем знаний. Школьные годы – это не только прекрасная, но и очень важная пора в жизни каждого человека. Это пора получения основных знаний. Учеба – довольно тяжелая работа, которая требует и со стороны учеников, и со стороны учителей, и со стороны родителей терпения и серьезного отношения. Поэтому ученикам и студентам я хочу пожелать в новом году отличных оценок, настойчивости и насыщенной творческой жизни, а учителям и родителям - профессиональных успехов, терпения и мудрости, которые им обязательно пригодятся!

Екатерина Фирсова, РИАМО 

Фото:© РИАМО. Татьяна Коробейник 

Актуальное

Другие СМИ